Анализ продуктов деятельности
Опросные методы
Беседа
Интервью – разновидность беседы, исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности.
Анкетирование- метод массового сбора материала с помощью анкеты.
Письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, деталей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д.
Изучение школьной документации – вооружает исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса:
- личных дел учащихся;
- классных журналов;
- ученических дневников;
- протоколов собраний и заседаний;
- учебников;
- учебных планов,
- расписаний.
Изучение первоисточников – памятников древней письменности, законнов, отчетов, докладов.
Изучение передового педагогического опыта – анализ и обобщение нестандартных, творческих систем и методик отдельных педагогов и целых педагогических коллективов.
Анализ результатов деятельности – метод опосредованного исследования педагогических явлений по результатам обучения и воспитания(анализ домашних и классных работ, сочинений).
Эксперимент –
Виды
По особенностям проведения.
Естественный – в условиях обычного образовательного процесса;
Лабораторный – в специально созданных специальных условий при использовании специальной аппаратуры.
По цели
Констатирующий
Формирующий
Математические методы – применяются для обработки данных полученных другими методами и повышают надежность выводов.
1. Методы целостного педагогического процесса;
2. Методы обучения - способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.
3. Методы воспитания;
4. Методы научно-педагогических исследований - способы получения педагогами-исследователями знаний о своем предмете с целью установления закономерностей, зависимостей, свойств и построения научных теорий.
4.1.Эмпирические методы исследования направлены на накопление педагогических фактов, их анализ, классификацию, обработку, к ним относятся: наблюдение, опрос, изучение документации и материалов.
4.2. Теоретического исследования
4.2.1. теоретический анализ и синтез материалов по теме исследования,
4.2.2. индуктивные (от частного к общему)
4.2.3. дедуктивные (от общего к частному),
4.2.4. методы обобщения полученных данных,
4.2.5. работа с научной литературой.
4.2.5.1. составление библиографии – перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;
4.2.5.2. Конспектирование – ведение записей основу, которой составляют главные идеи положения работы;
4.2.5.3. Аннотирование – краткая запись основного содержания книги статьи;
4.2.5.4. Реферирование –сжатое изложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике;
4.2.5.5. Цитирование –дословнаязапись выражений, фактическихили цифровых данных, содержащихся в литературном источнике;
4.2.6. математические и статистические методы.
1.7. Краткая история развития педагогики.
В государствах древнего мира – Китая, Индии, Египет, Греция – появились зачатки образования, попытки выделения теоретических начал.
Первыми теоретиками педагогики в Древней Греции были Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. В их трудах разработаны идеи и положения о воспитания человека, формировании его личности, многие из которых и сейчас являются аксиомами педагогики.
В древней Греции были две системы воспитания.
1.Спартанская – образование получали лишь дети рабовладельцев. До 15 лет они учились счету, письму музыке – хоровому пению; занимались военно-физической подготовкой.
2. Афинская – оплатить образование мог только очень богатый человек; физический труд презирался как удел рабов.
Итогом развития греко-римской педагогической мысли стал труд Маркса Квинтилиана «Образование оратора», с этого произведения и началась научная педагогика.
В средневековье принципы догматического обучения направляла и закрепляла Церковь. Этот период затянулся на 12 веков. И хотя среди деятелей Церкви были образованные философы, педагогическая теория развивалась слабо.
Во времена Возрождения появился ряд талантливых педагогов гуманистов:
Голландец Эразм Ротердамский (1446-1536);
Итальянец Витторино де Фельтре (1378-1446);
Французы Ф. Рабле и М. Монтень.