Группы.

Общение.

Понятие об интеллекте

Темперамент

Ревская Н.Е. Психология и педагогика. СПб: Альфа, 2001. – С. 130, 133-134.

10. Характер.

Психология и педагогика. Учебное пособие. Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 98-101.

Сластенин В.А. Каширин В.П. Психология и педагогика. М: Академия, 2001. - С.122- 123.

Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. С.251-253, 255.

Психология и педагогика. Учебное пособие. Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 105-113.

Психология и педагогика. Учебное пособие. Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 116-121, 123-124.

Тема 1. Педагогика как наука

1.1. Предмет, объект, задачи педагогики.

Первое упоминание о педагогике обнаружено в древнеегипетских папирусах за 2,5 тыс. лет до н. э., где описано, как жрецы обучали детей фараонов началам арифметики и геометрии.

Название педагогика[55] получила от рабов в Древней Греции специально приставленных к детям из аристократических семей, которым поручали присмотр за своими детьми, когда те шли к учителям, либо на прогулках.

Позже данный термин закрепился за всем связанным с обучением и воспитанием подрастающего поколения, а затем стал обозначать науку.

Выделение педагогики в самостоятельную науку связано с изданием в 1657 г. Яном Амосом Коменским (1592–1670) труда «Великая дидактика[56]»[57].

Он в этой книге:

– впервые обосновал идею всеобщего обучения;

– создал систему связанных ступеней обучения;

– внедрил и теоретически обосновал классно-урочную систему обучения;

– разработал основные принципы обучения (сознательность, наглядность, постепенность, последовательность, прочность, посильность);

– изложил основные требования к учебнику;

– сформулировал основные требования к учителю.

Дидактические идеи Коменского получили дальнейшее развитие в трудах педагогов XVIII–XIX вв. Жан Жак Руссо (28.6.1712, Женева, — 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа), Иоганн Генрих Песталоцци (12.1.1746, Цюрих,— 17.2.1827, Бругг).

Педагогика– наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Объект педагогики – явления обусловливающие развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Предметом - процесс обучения и воспитания человека реализуемый в условиях педагогической системы.

Задачи педагогики:

• изучение истории развития педагогического знания и его использования в практической деятельности;

• изучение закономерностей образования, обучения, воспитания;

• обобщение практического опыта педагогической деятельности;

• разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

• прогнозирование развития образовательных систем;

• внедрение результатов педагогических исследований в практику, расширение связей теории и практики;

• разработка новых концепций, учебных программ, стандартов, учебников и учебно-методических материалов.

 

1.2. Основные категории педагогики.

Обучение – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в процессе которой осуществляются развитие, образование и воспитание личности.

Воспитание – специально организованная деятельность воспитателей и воспитанников по созданию условий (материальных, духовных, организационных) для развития личности.

Образование – процесс физического и духовного формирования личности, социализации, целенаправленно и сознательно ориентированный на идеальные образы (исторически обусловленные, зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны) результат обучения, совокупность знаний, умений навыков, способов мышления

Образовательная система – комплекс институтов образования (школа, внешкольное образование: кружки, секции).

Развитие[58] - изменение, представляющее собой переход от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных.

Виды развития: физическое, психическое, социальное, духовное.

Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Социализация (от лат. socialis – общественный) – развитие и самореализация человека на протяжении всей его жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Самовоспитание – целенаправленная активная деятельность человека по развитию у себя социально важных качеств.

Самообразование – система внутренней самоорганизации человека по усвоению опыта поколений, посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

Педагогическая задача – желаемый образ, модель конечного состояния, предполагаемый результат взаимодействия педагога и учащегося, в соответствии с которым осуществляется педагогический процесс.

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие), целью которого является передача педагогами и освоение учащимися социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Педагогическая система - множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Педагогическая деятельность – вид профессиональной деятельности, направленный на реализацию целей образования.

Педагогическая технология – система последовательных, взаимосвязанных действий педагога, направленных на решение педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал; анализа межпредметных и внутри предметных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т. д.

Педагогическое взаимодействие - процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка.

 

1.3. Место педагогики в системе наук.

Выделяют следующие формы связи педагогики с другими науками:

1) использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;

2) заимствование методов исследований;

3) использование конкретных результатов исследований других наук;

4) участие педагогики в комплексных исследованиях человека.

Педагогика связана со следующими науками.

Философией - философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали направление педагогическому поиску и служили методологическим основанием педагогики.

Психологией - необходимо понимать потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности личности и строить образование с учетом этого.

Биологией - изучающей индивидуальное развитие человека, в педагогике важно учитывать соотношения природных и социальных факторов развития человека.

С антропологией, как науке, интегрирующей знания о человеке в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости, педагогика рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, задействовала тот потенциал антропологии.

Связь с медициной привела к появлению коррекционной педагогики предметом которой является предоставление образования детям, имеющим приобретенные или врожденные отклонения в развитии.

Связьс экономикой - вызвало, возникновению такой отрасли, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.

Связь с социологией - т.к. обе науки связаны с планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.

С политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов.

 

1.4. Структура педагогики

Педагогика включает в себя следующие отрасли:

- общая педагогика – исследующая основные закономерности образования;

- история педагогики - развитие педагогических идей в различные исторические эпохи;

- сравнительная педагогика - закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в разных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий;

- возрастная педагогика - особенности воспитания и обучения человека на разных возрастных этапах;

- специальная педагогика - разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющих отклонения в развитии;

- профессиональная педагогика - изучающая закономерности, принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу деятельности;

- социальная педагогика - разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых;

- исправительно-трудовая педагогика - перевоспитание лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления;

- лечебная педагогика – разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов, контактирующих с больными школьниками.

1.5. Методологические принципы педагогики.

- гуманности и демократичности педагогики;

- социальной обусловленности воспитания;

- формирования личности в обществе и группе;

- принцип системности;

- определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и формировании и др.

1.6. Методы педагогики.

Методы педагогических исследований – способы, с помощью которых педагоги добывают знания о процессах и результатах воспитания, обучения, образования и формирования личности.

Общенаучные методы применяемые и в других науках.

Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.