Этапы развития группы
Стратометрическая структура группы.
Разработана Артуром Владимировичем Петровским (14 мая 1924, Севастополь — 2 декабря 2006, Москва) представляет собой группу, состоящую из слоев (страт), характеризуемых определенным принципом построения отношений между членами.
Центральное звено групповой структуры (А, рис…) образует сама групповая деятельность, это предметно-деятельностная характеристика группы, как коллектива, являющейся частью общественного целого.
Во второй страте (Б, рис…) – фиксируется отношение каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам на которых она строится, мотивация деятельности, ее социальный смысл для каждого участника.
В третьей страте (В, рис…) – локализируются характеристики межличностных отношений, опосредованных содержанием совместной деятельности (ее целями и задачами, ходом выполнения), а также принятыми в группе принципами, идеями, ценностными ориентациями, которые в конечном счете являются проекцией идеологических конструкций, функционирующих в обществе.
В четвертой страте (Г, рис…) предполагает наличие связей (главным образом эмоциональных), по отношению к которым ни коллективные цели деятельности, ни общезначимые для коллектива ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, определяющего личные контакты членов группы.
Львом ИльичомУманским(1921—1983) положено представление о социально-психологических параметрах группы, как коллектива.
К числу таких параметров он относил:
- содержание нравственной направленности группы – интегративное единство ее цели, мотивов, ценностных ориентаций
- организационное единство группы;
- групповая подготовленность в сфере той или иной деятельности, психологическое единство – интеллектуальная, эмоциональная, волевая, коммуникативность, характеризующие процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях.
В зависимости от выраженности каждого из параметров, группа располагается по степени своего развития в континууме, срединную точку которого занимает группа конгомерат, а полюса коллектив и антиколлектив. С некоторыми допущениями три стадии развития группы и превращения ее в коллектив (рис…) соответствуют тем терм слоям, которые выявлены А.В. Петровским.
Путь движения в сторону антиколлектива, пока изучен слабо.
1. В начале наблюдается, подъем, сопровождающийся повышенной активностью, приподнятым настроением, энтузиазмом, которые затем сменяются спадом.
Временный психологический спад объясняется внутренним процессами перестройки групповой психологии. В начале отношения строятся на эмоциональной основе (первые благоприятные впечатления членов друг о друге), по мере включения в совместную деятельность, обнаруживается что у каждого есть не только достоинства но и недостатки.
2. Если группе удается сохранить себя как общность, приобретенные ранее коллективистские качества снова вызывают подъем, однако он достигает той высоты, который был в начале.
Путь развития малых групп к коллективу индивидуален, в каждой малой группе остаются свои внутренние проблемы. Которые не позволяют ей подняться до уровня развитого коллектива.
Интеграция группы свидетельствует о психологическом единстве, целостности данной общности.
Отсутствие интегративных свойств ведет к распаду любой человеческой общности.
Особенность интегративных состоит в том, что в обычных условиях они «скрыты» в повседневном общении, и лишь в преодолении внезапных помех, обнаруживают явные признаки своего присутствия.
Итогом интеграции личности в группе становится ее совместимость с другими ее членами в общении и деятельности.
В любой группе в процессе развития имеют место две тенденции:
Интеграция –упрочение психологического единства членов группы.
Дифференциация –специализация и иерархизация деловых и эмоциональных взаимосвязей, что может приводить к конфликтности, разобщенности.
Групповая динамика – совокупность процессов имеющих место в малой группе.
Процессы групповой динамики
- образование малой группы;
- ее функционирование;
- развитие;
- стагнация;
- распад;
- руководство и лидерство;
- принятие групповых решений;
- нормообразование (выработка групповых мнений, правил, ценностей);
- формирование функционально-ролевой структуры группы;
- сплочение;
- конфликты;
- групповое давление;
- симпатии, антипатии, безразличие.