Понимания

Виды барьеров.

Барьеры общения.

Этапы общения.

1. Потребность в общении - необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п., побуждает человека вступать в контакт, с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения - человек планирует, что именно скажет.

5. Выбирает средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться желаемых результатов общения, и оно оказывается неэффективным.

Установление контакта

Ориентация в ситуации

Обсуждение проблемы (вопроса)

Принятие решения

Выход из контакта

Название этапа Характеристика
Установление контакта Задача фазы побудить собеседника к общению и создать основы для дальнейшего обсуждения и принятия решений. Необходимо постараться определить эмоциональное партнера и либо самому войти в этот эмоциональный фон, либо помочь партнеру выйти из нежелательного для общения и для вас этого состояния.
Ориентация в ситуации Помогает определить стратегию и тактику общения, вызвать интерес и вовлечь партнера в обсуждение. Здесь необходимо определить каким будет разговор (свернутым, конкретный или подробный, развернутый). Необходимо выяснить самооценку собеседника и постараться сориентироваться в распределении ролей и сориентировать в распределении ролей и приступить к решению основной задачи общения.
Активного обсуждения проблемы или вопроса Задача фазы – создать доброжелательную и непринужденную атмосферу общения, понять психологическое состояние собеседника и по ходу общения конкретизировать его. На этой фазе значимы направленность на партнера, включение его в активное обсуждение, умение слушать и умение убеждать.
Выхода из контакта Подводятся итоги совместного обсуждения проблемы. Если общее решение не было найдено, то все равно партнеры получают представления о точках зрения друг друга.

 

Барьеры общения –трудности, возникающие в ситуациях общения и взаимодействия.

1.1. Фонетический –невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка, речь с большим количеством звуков-паразитов.

1.2. Стилистический – несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и актуального психологического состояния партнера по общению.

1.3. Семантический – различия в системах значений слов, используемых в общении.

1.4. Логический – сложная непонятная или неправильная логика рассуждений.

2. Социально-культурных различий – из-за социальных, политических, профессиональных и религиозных различий, приводящих к различной интерпретации понятий, употребляемых в процессе общения.

3. Отношений – вызваны неприязнью или недоверием к коммуникатору, которая распространяется на передаваемую им информацию.