Понимания
Виды барьеров.
Барьеры общения.
Этапы общения.
1. Потребность в общении - необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п., побуждает человека вступать в контакт, с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения - человек планирует, что именно скажет.
5. Выбирает средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка стиля, методов общения.
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться желаемых результатов общения, и оно оказывается неэффективным.
Установление контакта
Ориентация в ситуации
Обсуждение проблемы (вопроса)
Принятие решения
Выход из контакта
Название этапа | Характеристика |
Установление контакта | Задача фазы побудить собеседника к общению и создать основы для дальнейшего обсуждения и принятия решений. Необходимо постараться определить эмоциональное партнера и либо самому войти в этот эмоциональный фон, либо помочь партнеру выйти из нежелательного для общения и для вас этого состояния. |
Ориентация в ситуации | Помогает определить стратегию и тактику общения, вызвать интерес и вовлечь партнера в обсуждение. Здесь необходимо определить каким будет разговор (свернутым, конкретный или подробный, развернутый). Необходимо выяснить самооценку собеседника и постараться сориентироваться в распределении ролей и сориентировать в распределении ролей и приступить к решению основной задачи общения. |
Активного обсуждения проблемы или вопроса | Задача фазы – создать доброжелательную и непринужденную атмосферу общения, понять психологическое состояние собеседника и по ходу общения конкретизировать его. На этой фазе значимы направленность на партнера, включение его в активное обсуждение, умение слушать и умение убеждать. |
Выхода из контакта | Подводятся итоги совместного обсуждения проблемы. Если общее решение не было найдено, то все равно партнеры получают представления о точках зрения друг друга. |
Барьеры общения –трудности, возникающие в ситуациях общения и взаимодействия.
1.1. Фонетический –невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка, речь с большим количеством звуков-паразитов.
1.2. Стилистический – несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и актуального психологического состояния партнера по общению.
1.3. Семантический – различия в системах значений слов, используемых в общении.
1.4. Логический – сложная непонятная или неправильная логика рассуждений.
2. Социально-культурных различий – из-за социальных, политических, профессиональных и религиозных различий, приводящих к различной интерпретации понятий, употребляемых в процессе общения.
3. Отношений – вызваны неприязнью или недоверием к коммуникатору, которая распространяется на передаваемую им информацию.