По каналам коммуникации.
По средствам.
По целям.
Виды общения.
Стороны общения
Функции общения.
По цели выделяются следующие функции:
- контактная – установление контакта между партнерами по общению, готовности к приему и передаче информации;
- информационная – обмен и получение новой информации;
- побудительная – стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;
- координационная (синдикативная) – взаимное согласование действий по организации совместной деятельности;
- понимания – понимание смысла сообщения, намерений, установок, переживаний партнерами друг друга;
- эмотивную – возбуждение в партнере определенных эмоциональных переживаний;
- установление отношений – осознание своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей общества;
- влияния – изменение состояния, поведения, замыслов, мнений, решений партнера по общению.
На основе выделения групп функций на индивидуальном уровне:
-информационно-коммуникативной,
- регуляционно-коммуникативной
- аффективно-коммуникативной выделяют три стороны общения.
- коммуникативная – обмен информацией между людьми. В процессе общения информация передается, уточняется, формируется, развивается.
- интерактивная– в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции, влиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;
- перцептивная – взаимовоприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
В единстве этих сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.
По содержанию.
Материальное – обмен предметами и продуктами деятельности (например, ритуал приветствия).
Когнитивное – обмен знаниями.
Кондиционное – обмен психологическими и физиологическими состояниями.
Мотивационное – обмен потребностями, мотивами, интересами.
Деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками.
Биологическое – для поддержания, сохранения и развития организма.
Социальное – межличностные контакты для личностного развития индивида.
Непосредственное (прямое) – с помощью данных от природы органов: голоса, рук, головы через личный контакт.
Опосредованное(косвенное) – с использованием специальных орудий и средств, через посредников
Вербальное (от лат. verbalis—словесный) – при помощи речи.
Невербальное – с помощью мимики, жестов, запахов.
1. Формальное общение- отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычный набор выражений лица, жестов, фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
2. Примитивное общение– другого оценивают как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – отвергнут, последуют агрессивные реплики, когда получили от собеседника желаемое, то теряют к нему дальнейший интерес.
3. Формально-ролевое общение - регламентированы содержание, средства общения, вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4. Деловое общение -интересы дела более значимы, чем личностные расхождения в характере, возрасте, настроениях собеседника и др.
5. Духовное, межличностное общение - возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
6. Манипулятивное общение - направлено получение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты и.д.) в зависимости от особенностей личности собеседника и ситуации.
7. Светское общение –люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.