Аспекты общения.

История изучения общения.

Общение.

Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией (коммуникацию), выработку единой стратегии взаимодействия (интеракцию), восприятие и понимание партнера (перцепцию).

 

1. Конец 19-начало 20-го века – анализ результативной стороны влияния общения на психические процессы и функции. Влади́мир Миха́йлович Бе́хтерев (20 января (1 февраля) 1857, Сорали (ныне Бехтерево, Елабужский район) — 24 декабря 1927, Москва) впервые поднимает вопрос о роли влияния общения, как фактора психического развития человека, о влиянии группы на включенного в нее индивида. Но сам процесс общения не являлся объектом самостоятельного исследования.

2. Начало 20-го века до 70 годов – теоретический анализ роли и функций общения в психическом развитии человека

Лев Семёнович Выго́тский (первоначальное имя — Лев Симхович Выгодский; 5 (17) ноября 1896, Орша, Российская империя — 11 июня 1934, Москва) рассматривал общение как фактор психического развития и условие саморегуляции.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960) рассматривал общение, как средство приобщения личности к общественным знаниям и усвоения общественного опыта.

Леонтьев Алексей Николаевич (5 февраля 1903, Москва — 21 января 1979, Москва) условие развития мышления.

Бори́с Гера́симович Ана́ньев (1 (14) августа 1907, Владикавказ, Российская империя — 18 мая 1972, Ленинград, СССР ) рассматривает общение как одна из форм жизнедеятельности, условие социальной детерминации развития личности, формирования психики человека.

Однако в этот период общение не было включено в психологический эксперимент.

3. После 70-х годов до настоящего времени - общение начинает рассматриваться как самостоятельная деятельность психологического исследования.

Особенности современного этапа.

1. Переход к исследованию характеристик общения, начало исследований на всех уровнях анализа (теоретическом, эмпирическом, прикладном).

2. Включение общения в психологические эксперименты.

3. Рост числа прикладных работ.

Содержание – это информация, которая во время общения передается от одного живого существа к другому. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, делятся своим опытом, умениями и навыками.

Цель – это то, ради чего у живого существа возникает данный вид активности. У животных цели общения обычно связаны с удовлетворением биологических потребностей, а у человека еще и других потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста и нравственного развития и др.

Средства общения – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

Информация может быть передана и воспринята:

- с помощью прямого телесного контакта, (тактильный контакт руками);

- на расстояние через органы чувств, например, наблюдая за движениями другого человека или слушая производимые им звуковые сигналы.

- это язык, письменность (тексты, чертежи, схемы и т. д.),

- технические средства записи, передачи и хранения информации.