Типы характеров по П.Ф. Лесгафту.
Типы характеров по А.Е. Личко.
Отечественный психолог Андрей Евгеньевич Личко[43],[44](1926—1996), выделил следующие типы характеров (акцентуации).
1. циклоидный – чередование смены настроений от приподнятого до подавленного;
2. гипертимный – подвижность, повышенная психическая активность, жажда деятельности, привычка разбрасываться, не доводить начатое до завершения;
3. лабилъный – крайняя изменчивость настроения, большая зависимость от сиюминутного настроения;
4. астенический – повышенная мнительность, капризность, быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям;
5. сенситивный – повышенная чувствительность, застенчивость, робость;
6. психастенический – ускоренное и раннее интеллектуальное развитие, склонность к самоанализу, высокая тревожность, нерешительность, постоянные сомнения;
7. шизоидный – замкнутость, сдержанность во внешнем проявлении чувств, трудности в установлении эмоциональных контактов;
8. эпилептоидный – жестокость, властность, себялюбие, конфликтность, педантичность;
9. застревающий (паранойялъный) – подозрительность, повышенная обидчивость, стремление к доминированию, конфликтность;
10. истероидный – эгоцентризм, склонность к лидерству, авантюристичность, тщеславие;
11. дистимный – склонность к депрессиям, сосредоточенность на мрачных сторонах жизни;
12. неустойчивый – склонность к праздности, тяга к развлечениям, умение легко устанавливать контакты с окружающими, поверхностное общение;
13. конформный – подчинение мнению других, приспособленчество, зачастую консерватизм.
Петр Францевич Лесгафт (1837—1909) показал, как часто в условиях семейного воспитания уродуется личность ребенка, как уже в дошкольные и ранние школьные годы формируются разные отрицательные типы детей и выделил следующие типы характера.
· лицемерный тип;
· мягко забитый тип;
· злобно забитый тип;
· угнетенный тип;
· честолюбивый тип;
По его мнению, проявление того или иного типа — прямое следствие влияний семенной жизни: «Ребенок не родится лицемером, а становится таковым в семье, не приучаясь рассуждать и не получая понятия о правде; он не появляется на свет честолюбивым, а таким делается постоянными поощрениями и восхищением его действиями и способностями». Рисуя школьные типы детей, Лесгафт показал все многообразие и богатство психических особенностей детей разных возрастов и общественных классов.
Исследование характера, также связано с именами Бориса Герасимовича Ананьева (1 августа 1907, Владикавказ -18 мая 1972, Ленинград), Аркадия Петровича Егидеса[45], А. З. Лазурского,), Николай Онуфриевича Ло́сского[46] (6 декабря, 1870, Креславка, Динабургский уезд, Витебская губерния, Российская империя - 24 января, 1965, Париж, Франция) и др.