Виды способностей.
Физиологический подход в развитии способностей.
Ива́н Петро́вич Павлов (14 (26) сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград) выделил 2 типологии людей:
- от типа высшей нервной деятельности;
- от соотношения сигнальных систем.
Тип высшей нервной деятельности (сила, уравновешенность, подвижность) благоприятствуют образованию многих волевых и коммуникативных свойств, которые важны для становления организаторских способностей.
Первая сигнальная система -система условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на рецепторы раздражений, исходящих из внешней и внутренней среды; она основа непосредственного отражения действительности в форме ощущений и восприятий.
Вторая сигнальная - система речевых (словесных) сигналов
Преобладание первой или второй сигнальной системы, позволяет выделить 3 типа:
-художники - преобладание первой сигнальной системы;
-мыслители–преобладание второй сигнальной системы;
-средний тип – равное представительство сигнальных систем.
Особенности | художники | мыслители |
Преобладающая сигнальная система | первая сигнальная система | Вторая сигнальная система |
Восприятие | Целостное восприятие | Дробление на части |
Воображение | Образное | абстрактное |
мышление | Образное | теоретическое |
Эмоциональная сфера | Повышенная эмоциональность, аффективность | Рассудочные, интеллектуальные реакции на события |
Тип нервной системы | Имеют сильную и подвижную систему | Слабая и инертная |
Представители среднего типа сочетают в себе черты и художественного и мыслительного типов.
Задатки интеллектуальных способностей проявляются в функциональной деятельности мозга - большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей, т.е. в генотипе (врожденные особенности нервной системы).
Развитие интеллектуальных способностей связано с кровоснабжением мозга, т.к. обильное снабжение мозга кровью способствует повышению умственной работоспособности, сосредоточенному вниманию, быстрому протеканию ассоциативных процессов, хорошей памяти, меньшей умственной утомляемости, и в целом большей интеллектуальной работоспособности.
1. Природные (или естественные) способности - обусловленные врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы условно-рефлекторных связей.
2. Потенциальные –не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий.
3. Актуальные – реализуются и развиваются в тех видах деятельности, которые необходимы в данный момент.
4. Специфические -имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.
2.1. Общие –обеспечивающие продуктивность вразличных видах деятельности (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.),
2.2. Специальные –обеспечивают успех в определенном виде деятельности. (математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);
2.3. Теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению;
2.4. Практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям;
2.5. учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности;
2.6. творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.
2.7. способности к общению, взаимодействию с людьми;
2.8. предметно-деятельностные способности -связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.
8.2. Уровни развития способностей.