Виды способностей.

Физиологический подход в развитии способностей.

Ива́н Петро́вич Павлов (14 (26) сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград) выделил 2 типологии людей:

- от типа высшей нервной деятельности;

- от соотношения сигнальных систем.

Тип высшей нервной деятельности (сила, уравновешенность, подвижность) благоприятствуют образованию многих волевых и коммуникативных свойств, которые важны для становления организаторских способностей.

Первая сигнальная система -система условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на рецепторы раздражений, исходящих из внешней и внутренней среды; она основа непосредственного отражения действительности в форме ощущений и восприятий.

Вторая сигнальная - система речевых (словесных) сигналов

Преобладание первой или второй сигнальной системы, позволяет выделить 3 типа:

-художники - преобладание первой сигнальной системы;

-мыслителипреобладание второй сигнальной системы;

-средний тип – равное представительство сигнальных систем.

 

Особенности художники мыслители
Преобладающая сигнальная система первая сигнальная система Вторая сигнальная система
Восприятие Целостное восприятие Дробление на части
Воображение Образное абстрактное
мышление Образное теоретическое
Эмоциональная сфера Повышенная эмоциональность, аффективность Рассудочные, интеллектуальные реакции на события
Тип нервной системы Имеют сильную и подвижную систему Слабая и инертная

Представители среднего типа сочетают в себе черты и художественного и мыслительного типов.

Задатки интеллектуальных способностей проявляются в функциональной деятельности мозга - большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей, т.е. в генотипе (врожденные особенности нервной системы).

Развитие интеллектуальных способностей связано с кровоснабжением мозга, т.к. обильное снабжение мозга кровью способствует повышению умственной работоспособности, сосредоточенному вниманию, быстрому протеканию ассоциативных процессов, хорошей памяти, меньшей умственной утомляемости, и в целом большей интеллектуальной работоспособности.

 

1. Природные (или естественные) способности - обусловленные врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы условно-рефлекторных связей.

2. Потенциальные –не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий.

3. Актуальные – реализуются и развиваются в тех видах деятельности, которые необходимы в данный момент.

4. Специфические -имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

2.1. Общие –обеспечивающие продуктивность вразличных видах деятельности (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.),

2.2. Специальные –обеспечивают успех в определенном виде деятельности. (математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);

2.3. Теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению;

2.4. Практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям;

2.5. учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности;

2.6. творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

2.7. способности к общению, взаимодействию с людьми;

2.8. предметно-деятельностные способности -связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

8.2. Уровни развития способностей.