Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями.
Особенно значимым является ежедневное взаимодействие логопеда и воспитателя. Именно поэтому я активно участвую в режимных моментах, вместе с воспитателями обсуждаю планы работы на неделю, месяц, период, вместе выбираем приёмы и методы работы.
Свою работу с воспитателями, музыкальным руководителем и инструктором по физическому воспитанию мы строим по тематическому принципу. При этом имеется в виду не языковая или «речевая» тема, а тема из окружающего предметного мира («Одежда», «Посуда», «Растения», «Животные», «Профессии» и т.д.). Тематический принцип подбора учебного материала позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе педагогического коллектива. Изучение темы осуществляется на различных по содержанию занятиях: при ознакомлении с окружающем, на занятиях по развитию речи, предметно-практических занятиях, на занятиях по формированию элементарных математических способностей, на музыкальных занятиях и занятиях физкультурой, а также в специально организованных играх. Одни из этих занятий проводятся логопедом, другие – воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию, в связи с чем происходит тесное переплетение решаемых ими различных задач учебно-воспитательной работы при одновременном изучении одной и той же темы.
Одним из средств осуществления взаимосвязи специалистов являются задания логопеда воспитателю.Задания соответствуют плану-программе работы группы и имеют следующие составляющие: логопедические пятиминутки, подвижные игры и упражнения, рекомендации по индивидуальной работе с детьми, а также список литературы, рекомендуемый для чтения детям. Задания я даю воспитателю раз в неделю, и только рекомендации по индивидуальной работе предлагаю им ежедневно. Мы знаем, что все дети разные, поэтому кто-то быстрее приходит к пониманию темы, а кому-то требуется время и помощь. Именно поэтому воспитатель каждый день занимается индивидуально с детьми по заданию учителя-логопеда.
Логопедические пятиминутки служат для логопедизации занятий воспитателя и содержат игры, упражнения и задания для закрепления материала, отработанного с логопедом. Они способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций у ребёнка. В играх и упражнениях, рекомендуемых логопедом, развивается импрессивная и экспрессивная речь: формируется, расширяется и уточняется словарь; формируется и совершенствуется грамматический строй речи; развиваются фонематическая и фонетическая системы речи; развивается понимание речи, а затем формируются диалогическая речь, развивается речевое общение. Я предлагаю воспитателям игры и упражнения для развития слухового и зрительного внимания и восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти, подвижные игры.
Мною подвижные игры и упражнения проводятся на подгрупповых занятиях, воспитателями – на занятиях в качестве физкультминуток или в свободное время, родителями – во время домашних занятий, что позволяет усилить их коррекционное воздействие и осуществлять взаимосвязь между всеми участниками педагогического процесса.
Индивидуальная работа воспитателя предполагает занятия с тремя детьми. Я даю подробные методические рекомендации по проведению индивидуальных занятий, указываю, какие приёмы может использовать коллега.
Список рекомендуемой литературы помогает воспитателю выбирать соответствующие возрасту и уровню развития детей произведения для слушания и договаривания детьми.
Еженедельные задания даются логопедом, начиная с третьей недели сентября, когда завершено обследование детей, проведена диагностика, утверждён план коррекционной работы группы.
Хочется сказать о взаимосвязи и преемственности в работе логопеда и воспитателя при формировании связной речи детей. Вопросами организации работы по формированию связной речи детей с нашем детском саду занимается прежде всего логопед. Однако для успешного усвоения детьми навыков связной речи необходима постоянная и целенаправленная работа воспитателей, которая осуществляется не только на занятиях, но и в повседневной жизни в условиях детского сада. Эта работа ведётся по трём основным направлениям: развитие лексики, грамматического строя речи и обучение рассказыванию. Конкретное содержание этой работы определяется логопедом.
Воспитатели работают над формированием связной (прежде всего диалогической) речи детей в процессе выполнения всех режимных моментов (утренняя зарядка, умывание, одевание, подготовка к обеду, прогулка и др.). При этом я предлагаю специальный речевой материал, который осваивается детьми под руководством воспитателя в процессе выполнения режимных моментов. Организуя экскурсии, прогулки, наблюдения, игры, воспитатель одновременно решает и познавательные, и речевые задачи: словарный запас дошкольников пополняется названиями предметов, их частей, действий и признаков; дети упражняются в элементарном словообразовании. Содержание этой работы воспитатель обязательно согласовывает со мной.
В то же время я максимально использую речевой материал, усваиваемый детьми на воспитательских занятиях и в повседневной жизни. Так, свои занятия по практическому знакомству детей с некоторыми моделями словоизменения и словообразования, построения словосочетаний и предложений, формированию у детей морфологических обобщений и др. я провожу с привлечением словесного материала, предварительно отработанного воспитателем.
Положительный результат обучения и воспитания детей зависит не только от слаженной работы учителя-логопеда и воспитателя, но и от того, насколько внимательно и ответственно родители относятся к своему ребёнку.