По количеству человек.
По особенностям использования.
По процессам.
1.1 Внешняя – это произнесенная (услышанная) или записанная (прочитанная) речь.
1.2. Внутренняя – возникающая в процессе мышления, не имеет устного или письменного оформления.
1.3. Кинестетическая – осуществляющаяся с помощью невербальных знаков: мимики, жестов, позы, дистанции устанавливаемой в процессе общения.
2.1. Устная речь – звучащая, характеризуемая свободным отношением к литературной норме.
Она включает в себя:
2.1.1. Говорение, т.е. отправление речевых акустических сигналов, содержащих в себе некоторую информацию.
2.1.2. Слушание, т.е. восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.
2.2. Письменная речь - это речь, зафиксированная на письме и характеризующаяся более строгим соблюдением литературной нормы.
Она включает в себя:
2.2.1. Письмо, т.е. зашифровку речевых акустических сигналов с помощью специальных графических знаков.
2.2.2. Чтение, т.е. расшифровку графических знаков и понимание их значений.
3.1. Монологическая – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом.
3.2. Диалогическая (греч. Διάλογος - разговор, беседа двух людей) – речь поддерживаемая собеседниками, в ходе которой ставятся уточняющие вопросы, подаются реплики, совместно формулируются мысли, как правило участвует 2 человека.
3.3. Полилогическая – в общении посредством речи участвует более 2 лиц.
2.8.5. Свойства речи.
Содержательность (информативность) – количество выраженных в речи мыслей, чувств, стремлений.
Понятность речи - доступность речи для тех, кому она адресована, зависит от смыслового содержания, языковых особенностей, соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей – с другой.
Выразительность речи – ясность, отчетливость произношения, правильность интонации, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.
Воздейственность – возможность влияния на поведение, мысли, чувства и волю других людей.
Интериоризация - перевод внешней речи во внутреннюю - сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи.
Экстериоризация - переход от внутренней речи к внешней - требует, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими, но и грамматическими правилами.
2.9. Сознание.
Сознание- высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
2.9.1. Свойства сознания.
Активность – активное воздействие на окружающий мир.
Избирательный характер – направленность на определенные объекты окружающего мира.
Обобщенность и отвлеченность -оперирование обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности.
Целостность – (как синоним понятия «целое») - выражает интегрированность, самодостаточность, автономность, противопоставленность окружению, связанную с внутренней активностью.[20] Например, при шизофрении целостность сознания нарушается
Константность - устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью.
Динамичность –изменяемость, определяемаякратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности.
Искаженность –информация может искажаться индивидуальными особенностями восприятия и установками личности.
Индивидуальный характер –отличие сознания одного человека от других людей (генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и др.).
Способность к рефлексии[лат. reflexio — обращение назад]-способность к самонаблюдению, самооценке, самоанализу, представление человека о том, как его оценивают другие люди.
Социальность сознания - совокупность приобретенных человеком качеств, обеспечивающих его способность существовать в обществе и выполнять разнообразные социальные функции в составе различных групп, выступая при этом выразителем интересов данной общности.
2.9.2. Виды сознания.