Воображение и творчество.

Связь воображения с мышлением.

- подобно мышлению позволяет предвидеть будущее;

- воображение и мышление возникают в проблемной ситуации;

- воображение и мышление мотивируются потребностями личности;

- в процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением;

- в основе воображения лежит возможность выбора образа, а в основе мышления – возможность новой комбинации понятий.

 

Воображение тесно связано с творчеством.

Творчество– это деятельность, которая порождает новые материальные и духовные ценности.

Фантазия (греч. φαντασία — воображение) - разновидность творческого воображения, представляет собой нереальное сочетание реальных элементов, ситуация, представляемая индивидом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания.

 

2.7.7.1. Критерии творческой деятельности.

♦ творческой является такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта;

♦ поскольку новый продукт (результат) может быть получен случайно, то новым должен быть и сам процесс получения продукта (новый метод, прием, способ и пр.);

♦ результат творческой деятельности не может быть получен с помощью простого логического вывода или действия по известному алгоритму;

♦ творческая деятельность, как правило, направлена не столько на решение уже поставленной кем-то задачи, сколько на самостоятельное видение проблемы и определение новых, оригинальных путей решения;

♦ для творческой деятельности обычно характерно наличие эмоциональных переживаний, предшествующих моменту нахождения решения;

♦ творческая деятельность требует особой мотивации.

Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон установили, что проявлению творчества мешает:

– склонность к конформизму, т. е. стремление быть похожим на других, не отличаться от большинства окружающих людей;

– боязнь показаться глупым или смешным;

– боязнь или нежелание критиковать других из-за сформированного с детства представления о критике как о чем-то негативном и оскорбительном;

– излишнее самомнение, т. е. полная удовлетворенность по поводу своей личности;

– преобладающее критическое мышление, т. е. направленное только на выявление недостатков, а не на поиск путей их искоренения.

 

2.7.7.2. Критерии креативности[17].

· Беглость — количество идей, возникающих в единицу времени.

· Оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых.

· Гибкость — во-первых, позволяет отличать индивидов, проявляющих гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.

· Восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую.

· Метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.

· Удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

 

2.7.7.3. Этапы творческого воображения по Г. Уоллесу[YUN9] .

Грэм Уоллес в 1926 году выделил следующие стадии.

1. Подготовка - формулировка задачи и начальные попытки ее решения.

2. Созревание - сбор сведений прямо или косвенно относящихся к решаемой проблеме, добывание недостающих сведений.

3. Озарение - интуитивное проникновение в суть задачи.

4.Проверка - испытание и/или реализация решения.

2.7.7.4. Стадии изобретательского процесса.

П. К. Энгельмейер (1910) полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение.

1. Желание и интуиция, происхождение замысла. Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном — замысел.

2. Знание и рассуждение, выработка схемы или плана. Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов — мысленных и действительных.

3. Умение, конструктивное выполнение изобретения. Сборка изобретения. Не требует творчества.

«Покуда от изобретения имеется только идея (I акт), изобретения ещё нет: вместе со схемой (II акт) изобретение даётся как представление, а III акт даёт ему реальное существование. В первом акте изобретение предполагается, во втором — доказывается, в третьем — осуществляется. В конце первого акта — это гипотеза, в конце второго — представление; в конце третьего — явление. Первый акт определяет его телеологически, второй — логически, третий — фактически. Первый акт даёт замысел, второй — план, третий — поступок».

П. М. Якобсон (1934) выделял следующие стадии:

1. Период интеллектуальной готовности.

2. Усмотрение проблемы.

3. Зарождение идеи — формулировка задачи.

4. Поиск решения.

5. Получение принципа изобретения.

6. Превращение принципа в схему.

7. Техническое оформление и развёртывание изобретения.

 

2.7.7.5. Факторы, мешающие творческому воображению[18]

· некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)

· внешняя и внутренняя цензура

· ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)

· желание найти ответ немедленно.


2.7.7.6. Стадии изобретательского процесса

П. К. Энгельмейер (1910) полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение.

1. Желание и интуиция, происхождение замысла. Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном — замысел.

2. Знание и рассуждение, выработка схемы или плана. Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов — мысленных и действительных.

3. Умение, конструктивное выполнение изобретения. Сборка изобретения. Не требует творчества.

«Покуда от изобретения имеется только идея (I акт), изобретения ещё нет: вместе со схемой (II акт) изобретение даётся как представление, а III акт даёт ему реальное существование. В первом акте изобретение предполагается, во втором — доказывается, в третьем — осуществляется. В конце первого акта — это гипотеза, в конце второго — представление; в конце третьего — явление. Первый акт определяет его телеологически, второй — логически, третий — фактически. Первый акт даёт замысел, второй — план, третий — поступок».

П. М. Якобсон (1934) выделял следующие стадии:

1. Период интеллектуальной готовности.

2. Усмотрение проблемы.

3. Зарождение идеи — формулировка задачи.

4. Поиск решения.

5. Получение принципа изобретения.

6. Превращение принципа в схему.

7. Техническое оформление и развёртывание изобретения.

 

2.8. Речь.

2.8.1. Общее понятие о речи и языке.

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка[19].

Язык –система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис - набор правил, по которым строятся предложения.

2.8.2. Функции языка.

1. Средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта. Язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений, посредством языка, информация, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений

2. Средство общения (коммуникации). Язык позволяет оказывать воздействие на собеседника – прямое(указание что надо сделать) или косвенное(сообщаем сведения важные для его деятельности).

3. Орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Человек, выполняя какую-либо деятельность, сознательно планирует свои действия, а основным орудием решения мыслительных задач является язык

2.8.3. Функции речи.

1. Сигнификативная(обозначения) – реализуется в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям присущие только им названия.

2. Обобщения обозначает не только отдельный, предмет, а целую группу сходных предметов и является носителем их существенных признаков.

3. Коммуникации– передаче информации, т.е. передаче знаний, отношений, чувств.

3.1. Информационная сторона– проявляется в передаче знаний.

3.2. Выразительная сторона – передачачувств и отношений говорящего к предмету сообщения.

3.3. Волеизлиятельная сторона – подчинение слушателя замыслу говорящего.

4. Интеллектуальная –определяет способ формирования и формулирования мыслей.

5. Выражения – в возможности человека с помощью речи передавать переживания и отношение к информации и собеседнику.

6. Воздействия – в способности посредством речи побуждать людей к определенным действиям и поступкам.

7. Сообщения – в обмене мыслями между людьми посредством слов и фраз.

2.8.4. Виды речи