Воображение и творчество.
Связь воображения с мышлением.
- подобно мышлению позволяет предвидеть будущее;
- воображение и мышление возникают в проблемной ситуации;
- воображение и мышление мотивируются потребностями личности;
- в процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением;
- в основе воображения лежит возможность выбора образа, а в основе мышления – возможность новой комбинации понятий.
Воображение тесно связано с творчеством.
Творчество– это деятельность, которая порождает новые материальные и духовные ценности.
Фантазия (греч. φαντασία — воображение) - разновидность творческого воображения, представляет собой нереальное сочетание реальных элементов, ситуация, представляемая индивидом или группой, не соответствующая реальности, но выражающая их желания.
2.7.7.1. Критерии творческой деятельности.
♦ творческой является такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта;
♦ поскольку новый продукт (результат) может быть получен случайно, то новым должен быть и сам процесс получения продукта (новый метод, прием, способ и пр.);
♦ результат творческой деятельности не может быть получен с помощью простого логического вывода или действия по известному алгоритму;
♦ творческая деятельность, как правило, направлена не столько на решение уже поставленной кем-то задачи, сколько на самостоятельное видение проблемы и определение новых, оригинальных путей решения;
♦ для творческой деятельности обычно характерно наличие эмоциональных переживаний, предшествующих моменту нахождения решения;
♦ творческая деятельность требует особой мотивации.
Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон установили, что проявлению творчества мешает:
– склонность к конформизму, т. е. стремление быть похожим на других, не отличаться от большинства окружающих людей;
– боязнь показаться глупым или смешным;
– боязнь или нежелание критиковать других из-за сформированного с детства представления о критике как о чем-то негативном и оскорбительном;
– излишнее самомнение, т. е. полная удовлетворенность по поводу своей личности;
– преобладающее критическое мышление, т. е. направленное только на выявление недостатков, а не на поиск путей их искоренения.
2.7.7.2. Критерии креативности[17].
· Беглость — количество идей, возникающих в единицу времени.
· Оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых.
· Гибкость — во-первых, позволяет отличать индивидов, проявляющих гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
· Восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую.
· Метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.
· Удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.
2.7.7.3. Этапы творческого воображения по Г. Уоллесу[YUN9] .
Грэм Уоллес в 1926 году выделил следующие стадии.
1. Подготовка - формулировка задачи и начальные попытки ее решения.
2. Созревание - сбор сведений прямо или косвенно относящихся к решаемой проблеме, добывание недостающих сведений.
3. Озарение - интуитивное проникновение в суть задачи.
4.Проверка - испытание и/или реализация решения.
2.7.7.4. Стадии изобретательского процесса.
П. К. Энгельмейер (1910) полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение.
1. Желание и интуиция, происхождение замысла. Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном — замысел.
2. Знание и рассуждение, выработка схемы или плана. Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов — мысленных и действительных.
3. Умение, конструктивное выполнение изобретения. Сборка изобретения. Не требует творчества.
«Покуда от изобретения имеется только идея (I акт), изобретения ещё нет: вместе со схемой (II акт) изобретение даётся как представление, а III акт даёт ему реальное существование. В первом акте изобретение предполагается, во втором — доказывается, в третьем — осуществляется. В конце первого акта — это гипотеза, в конце второго — представление; в конце третьего — явление. Первый акт определяет его телеологически, второй — логически, третий — фактически. Первый акт даёт замысел, второй — план, третий — поступок».
П. М. Якобсон (1934) выделял следующие стадии:
1. Период интеллектуальной готовности.
2. Усмотрение проблемы.
3. Зарождение идеи — формулировка задачи.
4. Поиск решения.
5. Получение принципа изобретения.
6. Превращение принципа в схему.
7. Техническое оформление и развёртывание изобретения.
2.7.7.5. Факторы, мешающие творческому воображению[18]
· некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)
· внешняя и внутренняя цензура
· ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)
· желание найти ответ немедленно.
2.7.7.6. Стадии изобретательского процесса
П. К. Энгельмейер (1910) полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение.
1. Желание и интуиция, происхождение замысла. Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном — замысел.
2. Знание и рассуждение, выработка схемы или плана. Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов — мысленных и действительных.
3. Умение, конструктивное выполнение изобретения. Сборка изобретения. Не требует творчества.
«Покуда от изобретения имеется только идея (I акт), изобретения ещё нет: вместе со схемой (II акт) изобретение даётся как представление, а III акт даёт ему реальное существование. В первом акте изобретение предполагается, во втором — доказывается, в третьем — осуществляется. В конце первого акта — это гипотеза, в конце второго — представление; в конце третьего — явление. Первый акт определяет его телеологически, второй — логически, третий — фактически. Первый акт даёт замысел, второй — план, третий — поступок».
П. М. Якобсон (1934) выделял следующие стадии:
1. Период интеллектуальной готовности.
2. Усмотрение проблемы.
3. Зарождение идеи — формулировка задачи.
4. Поиск решения.
5. Получение принципа изобретения.
6. Превращение принципа в схему.
7. Техническое оформление и развёртывание изобретения.
2.8. Речь.
2.8.1. Общее понятие о речи и языке.
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка[19].
Язык –система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис - набор правил, по которым строятся предложения.
2.8.2. Функции языка.
1. Средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта. Язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений, посредством языка, информация, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений
2. Средство общения (коммуникации). Язык позволяет оказывать воздействие на собеседника – прямое(указание что надо сделать) или косвенное(сообщаем сведения важные для его деятельности).
3. Орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Человек, выполняя какую-либо деятельность, сознательно планирует свои действия, а основным орудием решения мыслительных задач является язык
2.8.3. Функции речи.
1. Сигнификативная(обозначения) – реализуется в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям присущие только им названия.
2. Обобщения – обозначает не только отдельный, предмет, а целую группу сходных предметов и является носителем их существенных признаков.
3. Коммуникации– передаче информации, т.е. передаче знаний, отношений, чувств.
3.1. Информационная сторона– проявляется в передаче знаний.
3.2. Выразительная сторона – передачачувств и отношений говорящего к предмету сообщения.
3.3. Волеизлиятельная сторона – подчинение слушателя замыслу говорящего.
4. Интеллектуальная –определяет способ формирования и формулирования мыслей.
5. Выражения – в возможности человека с помощью речи передавать переживания и отношение к информации и собеседнику.
6. Воздействия – в способности посредством речи побуждать людей к определенным действиям и поступкам.
7. Сообщения – в обмене мыслями между людьми посредством слов и фраз.
2.8.4. Виды речи