Отрицательные характеристики мышления.

Положительные характеристики мышления.

Качественные характеристики мышления.

Основные формы (процессы) мышления.

Операции мыслительной деятельности.

Анализ –разделение целостной структуры объекта на составляющие элементы.

Синтез – обратный анализу процесс, соединение частей, в единое целое, находя существенные связи и отношения.

Абстракция – (от лат. abstractio — «отвлечение») отвлечение от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков.

Конкретизация –отвлечение от общих признаков и подчеркивание частного, единичного.

Обобщение – отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей.

Сравнение – установление отношений сходства и различия.

Систематизация(классификация) – мысленное распределение предметов или явлений по определенным группам, подгруппам.

 

2.6.4.1. Понятие – единство существенных свойств, связей, отношений предметов, явлений.

2.6.4.2. Суждение – высказывание, в котором что-либо утверждается или отрицается о предмете, свойствах, отношениях между предметами.

2.6.4.3. Умозаключение – вывод на основе правил логики заключения или следствия из нескольких суждений (посылок)[16].

Виды умозаключений.

2.6.4.3.1. Индукция (от лат. induction– наведение) – вывод частного суждения из общего.

2.6.4.3.2. Дедукция (от лат. deduction – выведение) – вывод общего суждения из частных.

2.6.4.3.3. Аналогия –вывод делается на основании частичного сходства между предметами, без достаточного рассмотрения всех условий.

 

Широта– способность охватить весь вопрос целиком.

Конкретность –умение не упустить необходимых для дела частностей.

Глубина –умение проникать в сущность сложных вопросов.

Самостоятельность -умение выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Гибкость - умение быстро подстраивать действия при изменении обстановки.

Быстрота– способность быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять решение.

Критичность ума – умение оценивать свои и чужие мысли, всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Последовательность – умение соблюдать логический порядок в рассмотрении вопроса.

Поверхностность - человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Торопливость – человек спешит дать решение, высказывает не продуманные ответы и суждения.

Замедленность – человек медленно решает задачи возникающие в деятельности.

 

2.6.8. Понятие об интеллекте

В настоящее время существуют несколько трактовок понятия интеллект:

1. Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации»

2. Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость»

3. Структурный подход, сформулированный французским психологом Альфре́дом Бине(1857-1911)«способность адаптации средств к цели», совокупность способностей.

По Давиду Векслеру (1896—1981) интеллект (от лат. intellectus – понимание, познание) – способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.