По степени новизны.

По участию воли в процессе мышления.

По соотношению с нормой.

По степени развернутости.

По типу решаемых задач.

Особенности мышления.

1. Связано с практической деятельностью, потребностями, целями, задачами, направленными на преобразование действительности.

2. Носит опосредованный характер - опирается на ощущения, восприятие, память, знания и умения.

3. Основывается на существенных связях и отношениях между предметами и явлениями объективной реальности.

4. Находится в единстве с речью – отражение связей и отношений между предметами в словесной форме.

5. Позволяет человеку отражать связи между предметами и явлениями в отвлеченном обобщенном виде, как имеющее общее значение для всех сходных явлений данного класса.

2.6.2. Виды мышления.

2.6.2.1. По содержания решаемых задач (форме).

2.6.2.1.1.Наглядно-действенное (предметно-действеное) – опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

2.6.2.1.2.Наглядно-образное – в процессе мышления характеризуется опорой на представления и образы.

2.6.2.1.3.Словесно-логическое мышление (абстрактно-логическое) – осуществляется при помощи логических операций с понятиями.

2.6.2.2.1.Теоретическое – это познание законов, правил.

2.6.2.2.2Практическое - постановка цели, создание плана, и его реализация, часто используются житейские, ситуационные обобщения.

2.6.2.3.1.Аналитическое (дискурсивное) - имеет четко выраженные этапы, которые осознаются человеком.

2.6.2.3.2.Интуитивное- характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

2.6.2.4.1.Реалистическое-регулируется логическими законами, направлено в основном на внешний мир.

2.6.2.4.2. Аутистическое - [греч. autos — сам] - самая ранняя форма детского мышления, в которой отражаются желания и фантазии ребенка без учета условий и требований реальности[15].

2.6.2.4.3.Эгоцентрическое характеризуется, невозможностью принять точку зрения другого человека.

2.6.2.5.1.Непроизвольное непроизвольные трансформации образов, сновидения.

2.6.2.5.2.Произвольное- целенаправленное решение мыслительных задач.

2.6.2.6.1. Продуктивное - возможность получения новых знаний в процессе мышления, т. е. спонтанно, а не путем заимствования извне.

2.6.2.6.2. Репродуктивное - решение знакомых задач, по образцу усвоенному ранее.

2.6.2.6. По функциональному назначению:

Творческое – порождение новых идей.

Критическое – отбор и оценка идей.

2.6.2.7. По специфики решения задач.

2.6.2.7.1. Абстрактное– способность субъекта использовать информацию в отрыве от конкретной ситуации и сиюминутных реалий.

2.6.2.7.2. Вариативное- способность выбирать разные варианты поведенческих программ для достижения одной и той же цели.

2.6.2.7.3. Комбинаторное-способность последовательно сочетать разные программы поведения, осуществляя пошаговое достижение цели.

2.6.2.7.4. Концептуальное-совокупность интеллектуальных операций, приводящая к обобщению реальной информации в понятия высокого уровня абстракции и к порождению новых понятий и связей между ними. Например, прогнозирование не наблюдавшихся в реальности свойств, функций, связей и т.п.

2.6.2.7.5. Стратегическое- способность к построению сложных и эффективных поведенческих программ с гибким приспособлением к ситуации за счет выбора и комбинации поведенческих стереотипов и построения недостающих блоков.

2.6.2.7.6. Экстраполяционное- способность субъекта распространять известные ему закономерности в пространстве и времени.

 

 

Рис. Виды мышления.

 

2.6.3. Функции мышления.

1. Установление зависимостей.

2. Понимание сущности явления;

3. Обобщение свойств однородной группы явлений.

 

2.6.4. Этапы мышления.

1. Осознание проблемной ситуации

2. Мотивация (желание решить проблему).

3. Анализ проблемы (выделение «что дано», «что требуется найти», какие недостающие или избыточные данные, и т.д.).

4. Поиск решения на основе:

4.1. одного известного алгоритма (репродуктивное мышление);

4.2. выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов;

4.3. комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов;

4.4. поиск принципиально нового решения (творческое мышление);

4.4.1. углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т. п.);

4.4.2. использования аналогий;

4.4.3. использования эвристических приемов.

4.4.4. использования эмпирического метода проб и ошибок.

4.5. в случае неудачи - переключение на другую деятельность:

5. Логическое доказательство правильности решения.

6. Реализация решения.

7. Проверка найденного решения.

8. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 3).