Проектирование социально-педагогической деятельности
Одна из важнейших функций социального управления — планирование. В соответствии с установками технологического подхода процедура планирования должна рассматриваться в единстве с процедурами прогнозирования и проектирования деятельности.
Проектирование — создание субъектом модели предстоящей деятельности, включающей представление о стадиях, этапах целенаправленного изменения объекта от исходного состояния к желаемому.
Результат — проект (модель), форма конкретного управления, программа. Проектирование как этап деятельности включает:
- определение качественных и временных параметров проектируемого результата, его возможных вариантов;
- построение модели, необходимой для получения результата. деятельности (моделей может быть несколько);
- определение средств, необходимых для реализации действии и средств промежуточного контроля;
- построение модели индивидуальной реализации деятельности.
Выделяют несколько типов социального проектирования.
Поисковое проектирование. Создание модели будущего состояния объекта предполагает следующую логику: современное состояние объекта —> построение «древа проблем» с учетом известных закономерностей объекта развития -> построение модели возможного состояния в исходный промежуток времени. В деятельности социального педагога подобный вид проектирования часто встречается при преодолении какого-либо межличностного конфликта, проблемы, задачи (например, решение задачи организации горячего питания для детей из малоимущих семей; разрешение конфликта «ребенок—учитель»; разработка конкретного механизма проведения рейда «Подросток» и т. п.).
Нормативное проектирование. Предполагает следующую логику: желаемый в будущем вариант -» нахождение наилучшего пути его достижения и построение «древа целей» —> определение траектории развития существующего сегодня объекта. Социальный педагог прибегает к нормативному проектированию при разработке программы коррекционно-реабилитационной работы с несовершеннолетним, начиная свои рассуждения с желаемого образа его личности; при разработке какой-либо акции либо конкретной структуры (совета, фонда и т.п.), когда цели уже заданы, необходимо их распределить во времени и обозначить шаги-мероприятия по их достижению.
Процесс проектирования включает три этапа:
1. Моделирование. Разработка целей (общей идеи) создания систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
2. Проектирование. Дальнейшая разработка модели и доведение ее до уровня практического использования.
3. Конструирование. Детализация созданного проекта для применения в конкретных условиях реальными участниками отношений и деятельности.
. Эффективность проекта во многом определяется соблюдением {проектировщиками, в данном случае социальными педагогами, основных принципов педагогического проектирования, в числе которых:
1) принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека — участника педсистем, процессов или ситуаций;
2) принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций.
Алгоритм социально-педагогического проектирования включает следующие этапы:
1. Подготовительная работа:
- анализ объекта проектирования;
- выбор формы проектирования;
- теоретическое обеспечение проектирования;
- методическое обеспечение проектирования;
- пространственно-временное обеспечение проектирования;
- материально-техническое обеспечение проектирования;
- правовое обеспечение проектирования.
2. Разработка проекта. Выбор системообразующего фактора. Установление связей и зависимостей компонентов.
3. Написание проекта.
4. Проверка качества проекта. Мысленное применение проект.» (самопроверка). Экспертная оценка проекта.
5. Корректировка проекта.
6. Принятие решения об использовании проекта.
7. Оценка результатов. Подведение итогов.
К традиционным методам проектирования в социальном менеджменте относят: матрицы идей — на основе нескольких переменных возможна подготовка различных вариантов решений. С учетом сложности, значимости, первоочередности решаемых задач, сроков, ресурсов выбирается наиболее эффективный путь реализации проекта в конкретных условиях; вживание в роль — используется, чтобы создать более четкое представление о действиях в сложившейся ситуации; требует тщательного ознакомления с условиями, в которых будет реализовываться проект. Задача может изучаться как в непосредственных, так и в сходных условиях; аналогию — распространенный метод, но с ограниченными возможностями применения (чаще всего задача заключается в том, чтобы отойти от существующих образцов, а не модифицировать их в новых условиях); ассоциации (подобное, сходное в другой сфере жизни человека порождает оригинальное решение). В отличие от аналогии близкой к копированию образцов ассоциации более абстрактны. Виды ассоциаций: приспособление (опыт решения одной проблемы может использоваться при подготовке проекта решения другой проблемы); модификация (внесение в имеющиеся образцы решения проблемы не формальных, а сущностных изменений); реорганизация, реконструкция (полное устранение прежних принципов функционирования процесса или объекта, замена их новыми, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных); метод мозгового штурма (идет поиск нескольких идей, которые в дальнейшем рассматриваются отдельно друг от друга, а потом устанавливается между ними определенная взаимосвязь и взаимозависимость, на основе чего отбираются наиболее оптимальные характеристики).
Примерная структура социально-педагогического проекта включает:
- определение темы, цели, задач и актуальности проекта;
- научно-методическое обоснование проекта;
- ожидаемые результаты проекта;
- механизмы выполнения проекта; исполнители, взаимодействия между ними;
- программа выполнения работ по проекту (описание этапов, используемых методов и способов решения, планируемые сроки выполнения);
- финансирование проекта.
5.Ппланирование социально-педагогической деятельности
Планирование — основа управления. Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с учетом конкретных исполнителей и сроков исполнения. Планирование социально-педагогической деятельности определяет ее структуру и содержание на конкретный период. Цель планирования работы социального педагога — выработка единства действий с администрацией и педагогическим коллективом, С одной стороны, и с коллективом учащихся, родителей, общественными структурами — с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности. Эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей.
К числу основных принципов планирования специалисты относят:
- научность — конкретность основных позиций плана, его адекватность реальной ситуации, педагогическая целесообразность и необходимость проведения планируемых мероприятий. Научное планирование предполагает учет социальных и экономических закономерностей развития общества, психолого-педагогических и социально-педагогических закономерностей воспитания, всесторонний анализ сложившихся тенденций, перспектив и специфики работы;
- скоординированность (согласованность) — соотнесение и координация плана работы социального педагога с планами работы школы, отдельных подразделений образовательного учреждения и др.;
- оптимальность — выбор содержания и формы построения плана, наиболее подходящих для конкретных условий;
- перспективность — построение плана с учетом близких и дальних перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целей;
- коллегиальность — использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов;
- конкретность — четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей.
Разработка плана может строиться по следующей схеме:
- ознакомление с постановлениями и решениями государственных органов, с документами по данному вопросу или проблеме;
- изучение литературы по общим основам планирования;
- изучение научных рекомендаций по конкретному планируе мому вопросу;
- анализ недостатков плана работы за прошлый учебный гол;
- изучение рекомендаций НОТ;
- подготовка проекта плана;
- коллективное обсуждение отдельных аспектов плана. Рассмотрение проекта плана работы на методическом объединении и утверждение его на заседании педагогического совета.
В деятельности социального педагога используются различные формы планов:
- план годовой или на полугодие, в образовательном учреждении выступающий как часть плана работы школы (перспективный план). Возможно планирование и на более длительный срок.
- план работы на более короткий срок, как правило, на четверть, месяц, неделю (календарный план). Формой представления такого плана выступают циклограммы, планы-графики и планы-сетки;
- план проведения конкретных акций, форм работы, планирование деятельности в отношении конкретных проблем, конкретных подопечных.
Перспективный план отражает цели и движение к ним на ближайшее будущее. Он выстраивается на основе анализа прошлого и с учетом настоящего состояния дел.
Календарное планирование уточняет определенные перспективным планом и оперативной обстановкой мероприятия и события. Календарный план в форме циклограммы составляется в случае, когда четко установлена временная последовательность основных элементов социально-педагогической деятельности. План-график позволяет упорядочение расположить предстоящую деятельность. План-сетка наглядно (с помощью матрицы, введения наглядных символов и обозначений) представляет весь объем запланированной работы на определенный период.
План конкретного мероприятия строится по принципу плана-графика, но в нем указаны действия, сроки, исполнители в рамках только одного события.
6. Контроль социально-педагогической деятельности и отчетность
Для совершенствования социально-педагогической деятельности важное значение имеет систематический учет работы и се результатов. Документация и учет работы социального педагог не подлежат строгой регламентации, ведутся в произвольной форме, выбираются с учетом передового опыта и традиций. Согласно основным рекомендациям методического письма «О социально педагогической работе с детьми», оценка деятельности социального педагога дается по ее результатам, с учетом стажа и опыт работы, на основе глубокого анализа фактов, мнения жителей микрорайона, актива общественности, детей, предприятий, учреждений, организаций микрорайона, родителей, работников образовательных учреждений.
В ходе анализа результатов необходимо иметь в виду начальный уровень состояния проблемы, ранее достигнутые результаты, особенности организации воспитательного процесса в открытой среде, новизну социально-педагогической деятельности, специфику объектов деятельности. При оценке деятельности социального педагога учитываются конечные результаты двух- или трехлетней работы и промежуточные (по итогам года) результаты работы. Результаты деятельности социального педагога могут быть оценены с помощью изучения его документации, бесед с детьми, родителями, работниками различных социальных служб, проведения анкетирования по итогам его работы, анализа динамики социально-педагогических процессов (как осуществляется защита прав и интересов детей; уменьшилось ли число детей, не посещающих школу, и т.п.) и т.д. Обязательными для социального педагога являются следующие документы: социально-педагогическая характеристика школьного микросоциума, медико-психолого-педагогические характеристики подопечных (они относятся к числу документов для внутреннего пользования и не подлежат широкой огласке); перспективный план работы на год, утвержденный руководителем учреждения. За наличие этих документов социальный педагог несет персональную ответственность. В процессе анализа эксперт (руководитель учреждения, представитель вышестоящих органов управления и т. п.) уделяет внимание внутренним преобразованиям в жизни учащихся, качественным и количественным изменениям в их социокультурной ситуации, наметившимся позитивным и негативным тенденциям в социуме.
Собранная информация служит первичной основой для выводов и предложений. Необходим ее глубокий и всесторонний анализ, установление причинно-следственных связей, выявление резервов совершенствования социальной практики.
Немаловажным источником для анализа результативности и эффективности социально-педагогической деятельности выступает отчетность.
Отчетность включает следующие блоки информации:
- о числе выявленных в микрорайоне образовательного учреждения детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройстве на дальнейшее воспитание;
- о выполненной работе по охране детства за истекший календарный год;
- об успеваемости и здоровье подопечных детей;
- об оздоровлении и летнем отдыхе учащихся, проживающих в семьях опекунов;
- об оказании материальной помощи несовершеннолетним;
- о продолжении обучения или выпуске из детского дома, школы-интерната, ПТУ учащихся, оставшихся без родителей, в том числе имеющих опекунов (попечителей).
Иные составляющие включаются в отчет по рекомендации (требованию) администрации образовательного учреждения, органа управления образованием, местного самоуправления, социальной защиты населения и т.п.
Наибольшую сложность при осуществлении контроля и оценки социально-педагогической деятельности представляет определение критериев ее эффективности (результативности) деятельности. Существует два пути определения степени эффективности.
Первый — это соотношение между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением этих результатов. Оно бывает самым разным.
Второй подход рассматривает эффективность работы как фактически достигнутые и необходимые результаты (эффекты). Поскольку результаты и затраты могут предполагаться, планироваться, намечаться или выступать в виде целей (задач), постольку эффективность может быть предполагаемой (расчетной, планируемой) и фактической (реально достигнутой).
Другими важными факторами кроме вышеназванных являются субъекты, оценивающие эффективность, методы и методики оценки эффективности; факторы, влияющие на эффективность неэффективность. Методическое письмо «О социально-педагогической работе с детьми» в числе основных критериев эффективности работы социального педагога выделяет:
- результаты решения социально-педагогических проблем детей и взрослых конкретного микросоциума;
- степень включенности детей и взрослых в различные вили деятельности в социуме, по месту жительства;
- динамику изменений отношения детей, подростков, молодежи, старшего поколения к базовым социальным ценностям;
- степень включенности взрослого населения в деятельность по улучшению социально-педагогических условий в микрорайоне;
- улучшение социально-психологической обстановки в социуме, микрорайоне, их микроклимата;
- степень развития в детской, подростковой, молодежной, семейно-соседской среде демократических, самодеятельных начал, отношений гуманного сотрудничества, взаимопомощи, товарищества;
- уровень профессионального роста социального педагога как специалиста.
Разработка критериев эффективности социально-педагогической работы, уточнение ее содержания и организационно-деятельностных основ продолжают оставаться актуальными проблемами.