План лекции

Лекция № 14. Технология социального планирования и управления

1. Общее понятие о социальном планировании и социальном управлении.

2. Технология социального посредничества.

3. Методика социально-педагогической экспертизы.

4. Проектирование социально-педагогической деятельности.

5. Планирование социально-педагогической деятельности.

6. Контроль социально-педагогической деятельности и отчет

1. Общее понятие о социальном планировании и социальном управлении

Социальное управление — предмет изучения отдельного на­правления в теории управления — социального менеджмента.

Управление — целенаправленное воздействие руководителя или органов управления, согласующее и объединяющее со­вместную деятельность людей.

К методам социального управления относят прямое управление в форме задания, приказ управление через мотивы и потребности (стимулирование); уп­равление через систему ценностей (воспитание, образование и т.п.); управление через окружающую среду (например, измене­ние условий деятельности) и др.

По своей сути социально-педагогическая деятельность представляет собой социальное управление процессами развития личности, группы, общности, а также сама выступает в качестве управляемого элемента в структуре социального учреждения. В связи с этим для совершенствования деятельности социального педагога можно воспользоваться рекомендациями и разработками со­циального менеджмента.

 

2. Технология социального посредничества

Социальное посредничество — это содействие достижению согласия между социальными субъектами для решения социальных проблем одного из них и оказания ему помощи. В роли такого субъекта может выступать группа, коллектив, отдельная личность, семья, целый социальный слой и др. Для решения социальных проблем могут привлекаться несколько субъектов (государствен­ное социальное учреждение, общественные организации, ком­мерческие структуры, специалисты и т.д.).

Быть социальным посредником — значит объяснять интересы и взгляды одной стороны другой.

В социально-педагогической практике посредничество реализуется в различных формах.

Посредничество в решении правовых, бытовых, меднко-реабилитационных проблем клиентов: участие в оформлении опеки (по­печительства), взаимодействие с инстанциями при решении воп­росов о защите имущественных прав несовершеннолетнего, уча­стие в дознании и судопроизводстве по правонарушениям, совершенным несовершеннолетними и т.п.

Социально-педагогическое посредничество, суть которого состоит в обеспечении педагогически целесообразных взаимодействий между личностью, группой, семьей, обществом, государством.

Посредничество в поиске социальных служб и учреждений, способных оказать клиенту необходимую помощь и поддержку. Логику 'деятельности социального педагога можно представить следующим образом:

а) диагностика проблемы, оценка возможностей ее решения, соотнесение с имеющейся информацией о характере услуг, которые оказываются населению различными организациями и уч­реждениями;

б) выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему, рекомендация его клиенту;

в) помощь в установлении контакта, содействие приему клиента в соответствующем учреждении, организации, у специалиста;

г) проверка результативности контакта, продвижения в решении проблемы. С этой целью необходимо организовать обратную связь с клиентом и/или специалистами учреждения. Пока кон­такт не станет прочным, социальный педагог должен держать си­туацию под контролем.

Посредничество в решении межличностных, семейных конфлик­тов и др.

К основным приемам оказания посреднических услуг можно отнести следующие:

- оформление выписки с перечислением самых необходимых данных об организации или учреждении (адрес, номер телефона, фамилия, имя, отчество специалиста, разъяснение пути следова­ния, транспорта и т.п.) для обратившегося взрослого или ребен­ка. В случае, когда посредничество социального педагога ограни­чивается оформлением выписки, инициатива установления кон­такта с учреждением (специалистом), договоренность о встрече остаются за клиентом;

- составление сопроводительного письма, в котором указаны причины и цели обращения клиента в учреждение. В этом случае клиент освобождается от необходимости предварительных разъяс­нений, а специалисты (представители учреждения) получают чет­кое представление о том, что он ожидает от них;

- личный контакт социального педагога с представителем уч­реждения или специалистом (непосредственный или опосредо­ванный, например, по телефону). Социальный педагог получает возможность уточнить суть дела, сообщить собственное мнение, договориться о дальнейших переговорах по поводу решаемой проблемы, обеспечить надежность организуемого контакта;

- подбор сопровождающего для клиента из числа педагоге в. родственников, близких людей, который владеет информацией о координатах и содержании предстоящего контакта;

- заключение устного или письменного, официального или неофициального, двустороннего (социальный педагог — клиент! или трехстороннего (социальный педагог — специалист (учреждение) — клиент) договора как одного из способов установления правил, норм взаимодействия двух и более субъектов. При этом каждый из субъектов договорного взаимодействия принимает и считает эти правила важными.

Договор представляет собой результат процесса переговорим Содержание данного процесса включает выявление каждым нз партнеров своего личного интереса, отстаивание его и нахождение совместных интересов, на основании которых партнеры вы­ясняют предметы и способы взаимодействия. Наиболее распространен в отечественной практике договор об услугах.

В посреднических услугах социального педагога договор — это рабочее соглашение, заключаемое между клиентом, социальным педагогом и другими лицами, участвующими в процессе оказания помощи. Они могут договариваться: о целях проводимой работы, о ключевой проблеме или о всех проблемах, которые они надеются разрешить, о задачах предоставляемых услуг, о временных рамках их совместной деятельности, о различных процедурах или специальных методиках, которые будут использоваться, об особых требованиях социального центра или службы.

Цель договора — разъяснить сторонам различные аспекты доставляемых услуг. Договор об услугах не носит юридического характера. При составлении договора социальный педагог поощряет клиента активно участвовать в выработке его условий.

 

3. Методика социально-педагогической экспертизы

Экспертиза (от лат. — испытывать) — процесс научно-техни­ческого исследования специалистом существенных для дела объек­тов или обстоятельств; рассмотрение, изучение каких-либо воп­росов, проблем, решений, требующих специальных знаний для представления по ним мотивированного, аргументированного заключения, научного обоснования. Социальную экспертизу по возможности появления и определения величины социального ущерба должны проходить все общественно значимые реоргани­зации, преобразования, нововведения и разработки. Она явля­ется технологической процедурой, применяемой при решении многих социальных задач и оказании помощи различным катего­риям населения. Эта процедура взаимодействует с такими общи­ми технологиями, как диагностика, профилактика, реабилита­ция и др.

Специфика социально-педагогической экспертизы определя­ется:

- предметом экспертизы (процесс социального воспитания, социализации, развития личности, группы, система социально педагогического взаимодействия и т.п.);

- квалификацией экспертов (педагоги, психологи, социологи, специалисты в сфере управления, медики, юристы и др.) и не­обходимостью их совместной деятельности;

- характером методов экспертной деятельности, среди которых преобладают психолого-педагогические (наблюдение, бесе да, анализ продуктов деятельности и т.п.);

- рекомендательным (а не нормативным) характером экспертного заключения, обеспечением условий для выбора стратегии дальнейшего развития объекта, процесса, явления.

Социально-педагогическая экспертиза включает профессиональное (экспертное) исследование состояния социального объекта и вынесение соответствующего заключения, содержащего достоверную информацию об объекте, конкретные предложения для принятия решений и возможный прогноз. В ряде случаев заключение может быть составлено в форме итоговом' протокола совещания специалистов. Социальная экспертиза представляет собой комплекс различных экспертиых процедур (социологические оценки, комплексные диагностические процедуры, социально-психологическая, судебно-психиатрическая, медико-социальная и другие виды экспертизы).

Социальный педагог, как правило, применяет уже существующие экспертные процедуры.

Социальный педагог также может выступать инициатором и участником различного рода экспертиз. Потребность в проведении социально-педагогической экспертизы возникает, если неизвестно, позитивно или негативно скажется принятие определенного решения на процессах реальной жизни. Наиболее рас­пространенным примером такой экспертизы является деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК), участником или инициатором создания которого выступает социальный

педагог. Назначение ПМПК — на основе анализа проблемы оп­ределить оптимальную траекторию развития личности и необхо­димое медико-психолого-педагогическое, семейное и обществен­ное сопровождение.

По цели ПМПК разделяются на:

- первичные — проводятся при зачислении учащегося в класс сразу после завершения обследования у всех специалистов. Их цель — определить особенности развития учащегося, возможные условия и формы его обучения, необходимого сопровождения;

- плановые — проводятся не реже одного раза в полугодие. Цель — оценить динамику обучения и коррекции; в случае необ­ходимости внести поправки и дополнения в коррекционную ра­боту, изменить форму, режим или программу обучения, назна­чить дополнительные обследования;

- срочные — проводятся по просьбе педагога или любого из специалистов в случае необходимости (длительная болезнь, неожи­данная аффективная реакция, возникновение иных внезапных про­блем в обучении, поведении или коррекционной работе). Цель — выяснить причины возникших проблем, оценить размеры регрес­са, его устойчивость, возможность его преодоления, определить допустимые нагрузки, необходимые изменения режима или фор­мы обучения;

- заключительный — проводятся в связи с переходом учащего­ся на новую ступень обучения или в связи с завершением коррек­ционной работы. Цель — оценить статус учащегося на момент окончания обучения: приобретение знаний по всем предметам, степень социализации, состояние эмоционально-волевой и пове­денческой сфер и высших психических функций; дать рекоменда­ции для педагогов, которые будут работать с учащимися в даль­нейшем. Материалы заключительного консилиума используются как основа для составления психолого-педагогической характе­ристики ребенка1.

На этапе подготовки консилиума проводятся все необходимые обследования и делаются соответствующие записи в карту развития учащегося. До начала консилиума его участники знакомятся с содержанием карты развития, с протоколами обследования и заключениями специалистов. Дату проведения консилиума рекомендуется объявлять заранее. Во время проведения консилиума может вестись протокол Специалисты высказывают свою точку зрения, и после обсуждения в протокол заносится ее краткая формулировка. Заключи тельными записями в протоколе консилиума выступают решении и рекомендации, которые подписываются присутствующими и являются обязательными для всех специалистов, работающих с ребенком и его семьей.