Народное хозяйство.

Промышленность.
Цена войны.

Самая насущная задача, с которой правительство СССР столкнулось сразу после победы - восстановление страны. Несмотря на упоминавшийся рост промышленного производства с начала 1942 года, даже в год победы оно не дотягивало до уровня 1940 года. Полностью был превращён в руины крупный промышленный центр Сталинград. Многочисленные военные разрушения на оккупированных землях усугублялись тем, что фашисты при отступлении стремились уничтожить всё, вплоть до железнодорожного полотна.
По данным Центрального статистического управления, только прямой ущерб от войны (уничтожение имущества) составил не менее 679 млр рублей (в ценах 1940 года) - вдвое больше, чем было вложено в народное хозяйство за все довоенные пятилетки вместе взятые. В том числе прямой ущерб государственных предприятий и учреждений - 287 млр рублей. По существу, пропала целая пятилетка.
Приведённые цифры описывают только прямой ущерб; косвенный существенно превосходил его. Например, косвенный ущерб от потери населения. Потери убитыми и пропавшими без вести (что обычно тоже означало смерть) за время войны на фронтах и на оккупированных территориях составили в СССР 27 млн человек. Без учёта повышенной смертности населения из-за тяжёлых условий жизни. Это примерно 16 % довоенного населения - каждый шестой. Из 27 миллионов 20 - мужчины, в основном - наиболее трудоспособного возраста.
Восстановление.

Вообще-то, восстановление разрушенного началось уже в ходе самой войны. Даже в тяжёлые дни конца 41-го и 42-го годов, едва только удавалось освободить часть территории от фашистов, из армейских рядов возвращались на восстановительные работы профильные специалисты. Однако основные восстановительные работы пришлись на 4-ю пятилетку, включавшую годы с 1946 по 1950-й.
Начало пятилетки осложнилось конверсией. Более 50 % промышленного производства составляли в 1945 году военные товары. Значит, стояла задача перевода промышленности с военной на гражданскую продукцию - конверсии. Этот процесс начался ещё во второй половине 1945 года и сразу привёл к спаду производства: танки выпускать уже прекратили, а производство тракторов ещё не наладили.
Однако к 1947 году конверсию удалось завершить, и возобновился рост производства. Как следствие, план четвёртой пятилетки по промышленному производству удалось, по официальным сведениям, не только выполнить, но и перевыполнить на 17 %. Показатель 1950 года составил 173 % от уровня 1940 года вместо запланированных 148 %. Если же сравнивать объём промышленного производства 1950 года с 1945-м, то эта цифра составит 188 %.
В целом восстановление разрушенного удалось закончить к концу четвёртой пятилетки. Около двух десятков областей, наиболее пострадавших от войны (те, что наиболее долго подвергались оккупации) не успели завершить восстановление промышленности в 4-й пятилетке и сделали это к исходу 1952 года.
Насколько достоверны приведённые выше официальные цифры? Возможно, они завышены - так же, как и результаты первых пятилеток? Приведённые показатели взяты из тех же источников, которые дают действительные показатели роста для первых пятилеток, поэтому едва ли здесь идёт речь о подтасовке. Есть, впрочем, другой недостаток, связанный с неравномерностью ценообразования в советское время. Поскольку вся промышленность находилась у государства, именно оно произвольно определяло цены. Как следствие, после войны обнаружилась заниженность цен на товары тяжёлой промышленности относительно товаров лёгкой промышленности. Кроме того, в течение второй половины 40-х и 50-х годов оптовые цены неоднократно менялись, поэтому отделить действительное изменение объёмов производства от влияния новых цен крайне трудно, если вообще возможно. Так называемые неизменные цены 1926/27 года, по традиции применявшиеся в советской статистике второй половины 1940-х годов, тоже не могут считаться безусловно верными, поскольку действительное соотношение цен на разные товары с нэповских времён поменялось, порой сильно.
Тем не менее можно утверждать, что рост советского промышленного производства за каждый год четвёртой пятилетки составлял порядка 20 %, то есть примерно соответствовал темпам индустриализации.
Оценить рост восстановительного периода можно ещё по такому показателю, как капиталовложения. В течение четвёртой пятилетки их сумма составила 305 млр рублей . Даже если предположить, что эта цифра включает инфляцию в несколько десятков процентов, она всё-таки получается сопоставимой с показателями первых пятилеток.
Что ещё сближает послевоенный период с индустриализацией, так это отрасли преимущественного развития промышленности. Дальнейшему укреплению "группы А" немало способствовала война. Валовая продукция промышленности в 1945 году составила 92 % от уровня 1940 года. Но если смотреть отдельно по группам, то тяжёлая промышленность выдавала 112, а лёгкая - лишь 59 % довоенного уровня. Сложившиеся в результате войны пропорции практически не изменились до конца 50-х: даже в 1958 году продукция тяжёлой промышленности составляла 72 % (тогда как в 1940-м - 62 %).
Таким образом
, Советский Союз смог в кратчайший срок преодолеть разрушительные последствия войны, ежегодно демонстрируя высокие темпы прироста промышленного производства. При этом тяжёлая промышленность сохранила преобладание.

Сельское хозяйство.

Война, заставившая трудиться чрезвычайным образом всех граждан, в некоторой степени устранила существовавшее в 30-е годы различие между привилегированным городом и угнетаемым селом. Части крестьян удалось даже улучшить своё материальное положение за счёт торговли на рынке.
Но в четвёртой пятилетке сельское хозяйство оказалось единственной отраслью, существенно недовыполнившей план. Планировалось в 1950 году получить зерна на 27 % больше, чем в последнем мирном году, а в действительности собрали столько же.
Денежная реформа.

Начать здесь стоит с денежной реформы 1947 года. В том году неожиданно для народа и в ограниченный срок был проведён обмен денег. Небольшие наличные суммы и вклады в сберкассах меняли в пропорции 1:1; прочие вклады - 2 или 3 рубля старых за один новый (в зависимости от суммы вклада); крупные наличные денежные сбережения - 10:1. Реформа касалась всех слоёв населения, однако наиболее тяжело сказалась на крестьянах. У них и сбережений за время войны скопилось побольше за счёт резкого роста цен на продукты питания в свободной торговле. И к сберкассам они обращались реже.
Ограничение ЛПХ.

Помимо денежной реформы правительство предприняло ряд других мер, на сей раз направленных непосредственно на крестьян.
В сентябре 1946 года появился указ "о мерах по ликвидации нарушений устава сельхозартели в колхозах". Местным властям предписывалось строго проверить соответствие личных подсобных хозяйств крестьян прежним и вновь введённым ограничениям. На практике воплощение указа вылилось в сокращение размеров ЛПХ: отрезали "излишки" земли, забирали "лишний" скот.
Новый этап борьбы с ЛПХ начался в 1948 году. В этом, а затем и в 1952 году, увеличивались налоги на личные крестьянские хозяйства. Причём налоги зависели не только от объёма произведённой и проданной продукции, но и от размеров крестьянского хозяйства. Такой способ исчисления налогов нередко заставлял крестьян сокращать производство. За бесценок продавался скот, вырубались фруктовые сады.
Голод 1946/1947.

Наступление на ЛПХ сочеталось с чрезвычайным неурожаем 1946 года. Вследствие сильной засухи заготовки хлеба в том году составили около половины уровня 1940 года. План заготовок остался невыполненным, поэтому положение с продовольствием снова обострилось. На Южной Украине и в Молдавии крестьяне снова, как в начале 30-х, стали умирать от голода. Этот голод был, по-видимому, не так страшен, как голод 1932/33 годов, однако и здесь счёт погибших исследователи ведут на миллионы (называются цифры от 1 до 3 млн).
Голод заставлял крестьян идти на различные незаконные действия, чтобы выжить. Нередко сами колхозные руководители нарушали закон, выдавая хлеб крестьянам до выполнения плана государственных заготовок. В сентябре-октябре 1946 года ЦК и Совет министров отреагировали на это двумя специальными постановлениями по усилению охраны хлеба. Эти постановления напоминали карательным органам о необходимости тщательнее соблюдать закон 7 августа 1932 года ("закон о пяти колосках"). В течение ближайшего года усилившиеся репрессии направлялись прежде всего против председателей колхозов и сельских активистов; всего пострадало за этот год порядка 30 тыс. человек, из которых около 2,5 тыс. было расстреляно.
Новый урожай 1947 года помог прекратить массовый голод. В декабре 1947-го, одновременно с денежной реформой, были отменены продовольственные карточки в городах. Однако положение с продовольствием оставалось напряжённым. В июне 1947 года был издан закон об уголовной ответственности за хищения государственного и общественного имущества. Согласно этому закону, под действие которого попадали даже самые мелкие кражи, сроки наказания определялись от 5 до 25 лет лагерей. На практике обычно давали не меньше десяти. Суть этого закона - такая же, как и у постановлений осени 1946 года: напомнить о жёсткой дисциплине в колхозах. Но в отличие от прошлогодних постановлений, применялся июньский закон в отношении простых колхозников, которым оставался только один выбор: голодная смерть или воровство с колхозного поля. Пик действия этого закона пришёлся на 1947 и первую половину 1948 года. Всего по закону 1947 года было осуждено более 300 тыс. человек. После этого давление сочли возможным ослабить: в августе 1948 года виновных в мелких кражах вывели из-под действия закона 1947 года, тем самым в несколько раз сократив им наказание; в 1949-м даже провели частичную амнистию.
Борьба за повышение отдачи от колхозов.

Сокращая личные подобные хозяйства, государство требовало от крестьян больше работать в колхозах. В июле 1948 года вышел указ "О выселении в отдалённые районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности и ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни". Указ этот относился к тем из колхозников, кто не вырабатывал обязательный минимум трудодней. Попали под действие закона и были высланы в необжитые местности до полусотни тысяч человек. Закон этот действовал фактически в 1948-1949 годах, а затем сошёл на нет.
Взамен в 1950 году началась другая кампания - укрупнение колхозов. Предполагалось, что объединение мелких колхозов в крупные приведёт к более производительному использованию колхозного инвентаря. Число колхозов в ближайшие два года сократилось в два с половиной раза, однако объединения эти носили обычно формальный характер и не повысили производительность труда.
Итогом
крестьянской политики послевоенных лет и наилучшим показателем воздействия её на деревню стало сокращение численности крестьян. В течение четвёртой пятилетки советскую деревню покинуло 8 млн жителей. Этот отток не смог возместить даже естественный прирост населения, ускорившийся после окончания войны. Такова была реакция крестьян на давление в отношении как колхозного, так и личного хозяйства; на лишение стимулов к работе и нищенское существование.