Подготовка кадров

Внутренние проверки качества

Управление регистрацией данных о качестве

Записи нужны для доказательства и информации о качестве продукции. Для этого должны быть:

  • соответствие записей о качестве данного изделия;
  • записи качества поставок субподрядчиков;
  • хранение в архиве всех необходимых данных о качестве (при этом желательно исключить повреждения или потерю сведений, обеспечить поиск данных, а также сроки хранения, оговоренные в законодательстве).

Нужно предусмотреть место и форму записи оценок заказчиком качества продукции (если это оговорено в контракте).

Поставщик разрабатывает и поддерживает в рабочем состоянии документированные процедуры идентификации, сбора, индексирования, доступа, составления картотеки, хранения, ведения и устранения зарегистрированных данных о качестве (проверках качества). Записи о качестве ведутся для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям и эффективности действия системы качества. Соответствующие записи о качестве со стороны субподрядчика должны стать составными элементами зарегистрированных данных.

Все записи о качестве должны быть разборчивы, храниться и содержаться таким образом, чтобы их можно было легко найти. При этом следует обеспечить условия, предупреждающие порчу или нанесение ущерба и предотвращающие потерю. Сроки хранения записей о качестве должны быть определены и зафиксированы. Там, где это оговорено в контракте, зарегистрированные данные о качестве должны предоставляться потребителю или его представителю на предмет оценки на согласованный период времени.

Эффективность обеспечения качества надо постоянно доказывать, контролировать и усовершенствовать. Поставщик должен осуществить обширную систему плановых и документированных внутренних проверок качества с целью доказательства эффективности системы качества.

Для этого необходимо:

  • планирование и выполнение анализов;
  • определение и выполнение мер;
  • контроль результатов и отчет о них.

Результаты проверок должны доводиться до сведения персонала, ответственного за проверенный участок работы. Руководство этого участка должно осуществить своевременные корректирующие воздействия и устранить недостатки, выявленные в процессе проверки. Подробнее внутренние проверки рассмотрены в Главе 7 п. 7

Вопрос подготовки кадров — один из важнейших, во многом определяющий успех программы внедрения и развития системы качества. Он также напрямую связан с кадровой политикой предприятия — важной частью общей политики.

Так же как политика в области качества, кадровая политика должна быть задокументирована. Целесообразно для этой цели на предприятии создать службу управления персоналом.

Основными функциями этой службы являются:

  • прогнозирование потребности в кадрах;
  • планирование количества и качественной структуры кадров в подразделениях предприятия;
  • поиск квалифицированных кадров;
  • подбор перспективных сотрудников в учебных заведениях;
  • проведение конкурсов на вакантные места;
  • аттестация поступающих на работу;
  • организация процесса адаптации новых сотрудников;
  • организация обучения персонала;
  • выработка индивидуальных рекомендаций для сотрудников по повышению квалификации;
  • организация ежегодной аттестации персонала.

Стандарты ИСО серии 9000 рассматривают разработку и поддержание в рабочем состоянии документированных процедур определения потребностей в подготовке кадров. Стандарт также требует от предприятия обеспечить подготовку всего персонала, выполняющего работы, влияющие на качество продукции. Персонал, ответственный за выполнение конкретных заданий, должен быть определен на основе соответствующих образования, подготовки и (или) опыта, если необходимо. Стандарт также предписывает вести соответствующую регистрацию данных о подготовке кадров.

Подготовка персонала, работающего в системе качества предприятия, может проводиться, например, в соответствии с документами Единой согласованной системы Европейской организации по качеству (ЕОК) для регистрации (сертификации) профессиональных работников по качеству. ЕОК рассматривает три категории работников:

  • специалистов в области качества (PQ);
  • менеджеров систем качества(QSM);
  • аудиторов качества (QA).

В соответствии с требованиями ЕОК лица, допускаемые к обучению на любую из этих трех категорий, должны иметь высшее образование по специальности. До обучения они должны пройти подготовку и приобрести опыт работы в течение как минимум одного года для специалистов, двух лет для менеджеров и четырех лет для аудиторов в одной или нескольких из следующих областей: наука; инженерные разработки; производство; конструирование; обслуживание; технология; эксплуатация; управление или экономика. Кроме того, будущие специалисты в области качества должны иметь практический опыт как минимум годичной работы в области обеспечения качества, будущие менеджеры качества и аудиторы — практический опыт как минимум двухгодичной работы в области технического контроля и (или) обеспечения качества, а также желательно в управлении системами качества.

ЕОК считает, что к таким специалистам должны предъявляться достаточно высокие требования. Например, они должны иметь непредвзятые суждения, направленность интересов на вопросы качества быть честными, лояльными, способными воспринимать и изучать новые методы. Они должны уметь контактировать с коллективом и помнить, что от них во многом зависит экономическая эффективность выполняемых работ. Аудитор, кроме того, должен иметь оригинальное мышление, зрелость, обладать здравым суждением, владеть аналитическими методами, отличаться настойчивостью, способностью реально оценивать обстановку, уметь оценивать сложные ситуации с учетом широкой перспективы, понимать роль отдельных подразделений в организации в целом.

В результате обучения специалист в области качества должен быть компетентным во всех методах обеспечения качества, предусмотренных в стандарте ИСО 9004, а именно:

  • принципы разработки и функционирования систем качества;
  • экономика, рассмотрение затрат на качество;
  • качество в маркетинге;
  • качество в разработке технических условий и проектировании;
  • качество в поставках;
  • качество на производстве;
  • контроль качества продукции;
  • подтверждение качества продукции;
  • поверка средств измерений и испытательного оборудования;
  • дефектная и бракованная продукция, отклонения от технических условий;
  • корректировочные действия;
  • обращение с продукцией и послепроизводственные действия;
  • документация и регистрация качества;
  • применение статистических методов.

Специалист в области качества должен умело внедрять системы качества по стандарту ИСО 9004 на правах представителя администрации, нести ответственность за их жизнедеятельность (особенно на малых и средних предприятиях). Он должен уметь выполнять аудит продукции и технологии и выступать в роли внутреннего аудитора, в частности, выполняя аудиторские проверки клиентов и оценку субподрядчиков.

Менеджер систем качества должен быть компетентным во всех методах обеспечения качества, а именно:

  • принципы разработки и функционирования систем качества;
  • пересмотр и оценка затрат на качество, системы расходов на качество;
  • информационные системы и обмен информацией о качестве;
  • документация и регистрация качества;
  • безопасность продукции и имущественная ответственность за нее;
  • подбор, обучение и подготовка кадров с точки зрения качества;
  • оценка статистических методов;
  • исправление брака;
  • программы корректировочных действий;
  • ведение и совершенствование систем качества;
  • управление измерительным и испытательным оборудованием;
  • управление качеством и контролем качества на каждом этапе;
  • разработка программ мотивации качества и повышения качества;
  • передовые методы управления качеством;
  • разработка программ аудита качества.

Менеджер систем качества должен умело внедрять системы качества, удовлетворяющие требованиям любой компании и на правах представителя администрации нести ответственность за их жизнедеятельность на предприятиях любых размеров. Он должен уметь выполнять аудит продукции и технологии, выступать в качестве внутреннего аудитора и участвовать в аудиторских комиссиях по сертификации.

Аудитор качества должен разбираться во всех методах обеспечения качества, которые требуются от специалистов в области качества и менеджеров систем качества; кроме того, он должен уметь использовать свои личные качества для того, чтобы:

  • получать и объективно оценивать фактические данные;
  • сохранять верность цели беспристрастной аудиторской проверки;
  • в ходе аудита постоянно оценивать влияние сделанных наблюдений и межличностных отношений;
  • строить отношения с участниками работы так, чтобы наилучшим образом обеспечить цели проверки;
  • проявлять внимание к национальным особенностям той страны, где
  • проводится аудит;
  • вести процесс аудита, не отвлекаясь на посторонние обстоятельства;
  • уделять все внимание и оказывать полную поддержку процессу аудита;
  • эффективно реагировать на стрессовые ситуации;
  • на основе наблюдений, сделанных во время аудита, приходить к взаимоприемлемым выводам;
  • сохранять верность сделанным выводам, когда на аудитора оказывают давление вопреки фактам.

Кроме сторонней подготовки должно проводится обучение персонала на предприятии. Данные о подготовке и переподготовке персонала, влияющего на качество должны постоянно регистрироваться.