Взаимодействие учителя-логопеда с музыкальным руководителем.

Среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям, которым нет и года.

Само собой разумеется, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту ребёнка. В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

Музыка позволяет создавать яркие образы. Детей нужно научить вслушиваться, сравнивать и оценивать доступные их пониманию музыкальные образы. Именно поэтому я строю свою работу в тесной взаимосвязи с музыкальным руководителем. Мы проводим совместные занятия, где, привлекая внимание к жестам, осанке, позе, мимике, учим дошкольников сопереживать чувствам и мыслям, выраженным в музыкальных произведениях.

Вместе с музыкальным руководителем мы обсуждаем лексические темы на месяц, обсуждаем наиболее приемлемые игры и упражнения, которые используем на занятиях. Музыкальный руководитель помогает мне в подборе рекомендаций для родителей, касающихся развития музыкального слуха, чувства ритма и т.д. (См. схему 1,2.)

Музыка несёт в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные ценностные ориентации – способность ценить красоту в жизни. Восприятие музыки способствует общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Сотрудничая с музыкальным руководителем, используя музыкальные произведения на своих занятиях, я занимаюсь своеобразной музыкотерапией.

Музыкальная терапия использует различные терапевтические механизмы (См. схему 3).

Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкотерапии:

· Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей.

· Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми.

· Улучшается речевая функция.

· Улучшается сенсомоторная функция.

· Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения: она помогает установлению эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны.

· Ребёнок испытывает положительное переживание достигнутого успеха при освоении различных способов музицирования; развиваются его интересы.

Музыка благотворно воздействует через телесный уровень на эмоциональное состояние дошкольника. Поэтому я часто провожу логоритмические занятия.

 

 

 

Логопедическая ритмика основана на сочетании слова, музыки и движения. В результате преодолевается речевое нарушение путём коррекции неречевых и речевых психических функций. Логоритмика является дополнением к коррекционным занятиям, она создаёт благоприятные условия для тренировки процессов торможения и возбуждения у детей, у которых нарушено равновесие деятельности нервной системы. Занятия менее насыщены речевым материалом и направлены на закрепление и обобщение полученных ранее знаний.

В своей работе я использую физические упражнения, композиции и танцы, в которых работа мышц пальцев рук производится под музыкальное сопровождение, помогающее выполнять движения в определённом ритме, темпе и с заданным напряжением. Это не только стимулирует работу пальцев, но и создаёт положительный психологический и эмоциональный настрой занимающихся.

 

«Полька пальчиками»