Процедуры системы качества.
Процедура - установленный способ осуществления деятельности.
В стандарте установлено, что на предприятии должны быть разработаны документированные процедуры, отвечающие требованиям МС ИСО 9001(9002, 9003) и установленной политике и применяться система качества и ее документированные процедуры. Масштаб и степень процедур, составляющих часть системы качества, зависят от сложности работы, используемых методов, необходимых навыков и подготовки персонала.
Рабочие процедуры системы качества необходимы для осуществления политики в области качества и достижения целей в области качества. Они координируют различные виды деятельности, которые обеспечивают эффективное функционирование системы качества.
Одним из основных положений стандарта, касающихся системы качества является следующее:
Система качества взаимоувязана со всеми видами деятельности предприятия, определяющими качество продукции. Ее действие распространяется на все этапы жизненного цикла продукции и процессы от первоначального выявления потребностей рынка до конечного удовлетворения установленных требований.
Типичные этапы жизненного цикла продукции показаны на рисунке 5.2 в виде петли качества
Рисунок 5.20. "Петля качества" (представлены виды деятельности, влияющие на качество продукции)
В версии ИСО 9004-94, в петле качества за этапом "Техническая помощь и обслуживание" следует этап "Послепродажная деятельность". Подразумевается организация раннего обнаружения случаев отказа или недостатков продукции, обеспечивающая оперативное проведение корректирующих действий.
Выход из каждого этапа жизненного цикла продукции служит входом для последующего; каждый этап заканчивается прежде, чем начинается следующий — в противном случае приходится работать с неполными исходными данными. На этапах жизненного цикла продукции осуществляется взаимосвязь работ по системе качества с остальными работами, выполняемыми на предприятии.
Планирование качества - это планирование действий по реализации требований к качеству. Планы должны быть не только разработаны, но и документированы.
Стандарт рекомендует уделять особое внимание таким видам деятельности как:
- подготовка программ качества; они могут быть оформлены в виде ссылок на соответствующие документированные процедуры, составляющие часть системы качества
- идентификация и приобретение необходимых средств управления, процессов, оборудования, технологической оснастки, ресурсов, а также навыков, которые могут понадобиться для достижения требуемого качества;
- обеспечение совместимости процессов проектирования, производства, монтажа, обслуживания, контроля методик испытаний, а также применяемой документации;
- актуализация, если это необходимо методов управления качеством, средств контроля и испытаний, включая разработку нового контрольно-измерительного оборудования;
- идентификация любого требования в области измерений, включая возможности, превышающие современный уровень, для своевременного их развития;
- идентификация соответствующей проверки на любой стадии выпуска продукции;
- разъяснение норм приемки, касающихся всех характеристик и требований, включая те, что содержат элементы субъективности;
- идентификация и подготовка данных о качестве.
Эти рекомендации могут стать основой для внедрения на предприятии управления по проектам или целевым программам, т. к. перечисленные вилы деятельности соответствуют нескольким проектам или программам.