Программу по формированию зрительно-пространственных функций разрабатывают психолог, логопед, воспитатель и инструктор по физической культуре.
Развитие зрительных функций.Задачи по формированию умения узнавать предмет, его цвет, форму и величину в неречевом (без называния, только подбором картинок и т.п.) и речевом плане включаются в занятия каждого из специалистов команды. В программе работы психолога, логопеда, воспитателя запланировано развитие перечисленных навыков, а инструктор по физической культуре и формирует, и закрепляет данные зрительные функции (например, даёт задание принести мяч заданного цвета, размера; распределяет задания между детьми в зависимости от цвета карточки, которую они вытягивают и называют, и т.п.). Развитие зрительного анализа предметов (умение узнавать недорисованные предметы, перечёркнутые изображения, предметы по их контурам, выделять предметные изображения, наложенные друг на друга, определять, что неправильно нарисовал художник) психолог осуществляет на специальных занятиях; воспитатель на занятиях по рисованию, в свободное время; логопедг – во время оргмоментов, минут отдыха на занятиях. На специальных занятиях психолог развивает у дошкольников зрительное внимание и память. Остальные специалисты закрепляют данные психические функции, используя потенциальные возможности своей программы: воспитатель – на занятиях аппликацией, лепкой, конструированием; инструктор по физической культуре – в процессе специальных занятий (например, эстафеты с заданием расставить предметы по аналогии с изображённой на листе последовательностью и т.п.); логопед – на занятиях по развитию математических способностей, в упражнениях по развитию лексико-грамматического строя речи (например, при формировании навыка употребления существительных в родительном падеже в игре «Чего не стало?» и др., в процессе формирования звукобуквенных связей при воспроизведении последовательности предъявленного ряда из букв разрезной азбуки). Навык узнавания и различения букв логопед формирует на специальных занятиях; воспитатель может закреплять это умение на занятиях, в режимных моментах, в свободное время.
Развитие пространственных функций.Задачи развития способности ориентироваться в собственном теле могут решаться всеми субъектами образовательной системы на занятиях, в свободном общении с детьми (на прогулках, в режимные моменты, свободное время). Такие задания (на развитие способности к оценке взаиморасположения отдельных частей собственного лица, тела, рук относительно собственного тела и частей рук относительно друг друга) подходят для организационного момента к занятию любого специалиста: они очень похожи на игру, обеспечивают положительный эмоциональный настрой, требуют мысленного напряжения.
Способность ориентироваться в окружающем пространстве (умение собирать разрезные картинки, копировать объёмное изображение, конструировать фигуры из палочек и т.д.) психолог формирует у детей на специальных занятиях; воспитатель – на занятиях по конструированию, лепке, в процессе деятельности в специально созданных конструктивных зонах; логопед развивает эту способность в речевом плане (умение понимать предлоги и наречия пространственного значения и использовать их в речи); инструктор по физической культуре, воспитатель закрепляют данные навыки на занятиях (например, показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади; ответить на вопросы: «Вот видишь, карандаш находится НА коробке. А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так?»).
Координатором в этой группе выступает психолог, в его обязанности входит проведение семинаров для сотрудников ДОУ и родителей о зрительно-пространственных функциях, об их классификации, о необходимости их развития.
Программу формирования двигательных функций (общей, артикуляционной, произвольной мимической и тонкой ручной моторики) разрабатывают логопед, воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Координатор – логопед: он наиболее компетентен в развитии мелкой моторики и в коррекции её нарушений.
Развитие общей моторики.Основную роль в развитии двигательной памяти, переключаемости с одного движения на другое и самоконтроля при выполнении движений, произвольного торможения движений, статической и динамической координации, двигательного внимания, темпа, пространственной организации движений играют инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, которые достигают этих целей в процессе решения своих программных задач.
Воспитатели развивают выше перечисленные навыки на занятиях и в свободное время в ходе специальных игр, выполнения заданий на повторение определённого количества движений рук, повторение движений с отставанием на одно, за исключением одного, заранее обусловленного, «запретного», и упражнений по словесной инструкции, таких как маршировать под музыку и останавливаться по сигналу, на повторение движений с выполнением определённых условий (например, маршировать, чередуя шаг и хлопок ладоней, выполнить одновременно два движения одной рукой и одно движение другой рукой; пройти по кругу шагом, подскоками, бегом и вновь шагом в зависимости от сигнала) и т.д.
Развитие артикуляционной и мимической моторики.Развитие у детей объёма и качества движений губ, нижней челюсти, мышц щёк, языка и мягкого нёба, мышц лба, глаз осуществляет логопед. Эффективность мероприятий возрастает при включении упражнений для формирования артикуляционной и мимической моторики в занятия других субъектов образовательной системы. Так, воспитатель, музыкальный руководитель могут включать в работу задания на выполнение определённых движений: вытянуть губы вперёд трубочкой, растянуть губы в улыбке (зубов не видно); открывать рот, закрывать рот; надуть левую щёку, надуть правую, надуть обе щеки одновременно; показать язык вперёд «жалом», удержать на три счёта; нахмурить брови, поднять их вверх; наморщить лоб; зажмурить глаза, прищурить глаз; выразить мимикой удивление, печаль, ужас, радость.
Перечисленные упражнения легко преподнести в игровой форме, т.е. в качестве физкультминутки на любом занятии, во время режимных моментов, свободных игр дошкольников. Для руководства выполнением данных упражнений взрослому нужно знать правила их выполнения (правильный уклад органов, обеспечивающих работу мышц артикуляционного и мимического аппарата; обязательный зрительный контроль – необходимость зеркала и т.д.), т.е. логопеду важно обучить членов команды проведению артикуляционной и мимической гимнастики.
Развитие мелкой ручной моторики. Произвольная моторика пальцев рук развивается в процессе предметных действий (выкладывать узор мозаики, чертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради, нанизывать на нитку бусинки, укладывать палочки в коробку левой и правой рукой по одной, в специальных упражнениях (пальцы сжать в кулак – разжать, пять-шесть раз; держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы – соединить вместе, пять-шесть раз; сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь, пять-шесть раз), в игровых упражнениях («Здравствуй, пальчик!», «Игра на рояле» и др.).
Решение данной задачи не требует специальных навыков, поэтому включать в занятия предлагаемые игры и задания могут все специалисты команды.
Особенно эффективно ручная моторика развивается на программных занятиях воспитателя (рисование, лепка, аппликация); в самостоятельной работе в конструктивных зонах группы, при обучении бытовым навыкам (завязывание шнурков, застёгивание пуговиц и т.п.).
Работу команды по формированию устной речи (просодической стороны, звукопроизношения, словарного запаса, грамматики и связной речи, навыков языкового анализа и синтеза) координирует логопед. Команду составляют логопед, воспитатель и музыкальный руководитель.
Развитие просодической стороны речи.Формирование дыхательной функции, темпоритмической организации речи, голоса осуществляется логопедом. Воспитатель и музыкальный руководитель включают в занятия специальные игры, упражнения по развитию просодики. Формированию данной стороны речи воспитателем и музыкальным руководителем должна предшествовать работа логопеда по разъяснению того, что является нормой физиологического и речевого дыхания.
Развитие звуковой стороны речи.Звукопроизносительная сторона речи формируется логопедом. Функция остальных членов команды – закрепление и автоматизация правильного произношения звуков (при многократном изолированном произнесении, в слогах, во фразах, в связной речи, при произнесении чистоговорок, при повторении слов повышенной звукослоговой сложности). В связи с этим и воспитатель, и музыкальный руководитель должны иметь представление о недостатках произношения, о работе, проводимой логопедом, который не только составляет задания для закрепления звукопроизношения, но и контролирует речевой материал, используемый коллегами на занятиях.
Развитие словарного запаса. Логопед и воспитатель достигают целей пополнения словарного запаса, понимания детьми слов, имеющих абстрактное значение, способности ориентироваться в словах одного семантического поля, а также употребления слов в разных видах коммуникативной деятельности в процессе решения программных задач.
Музыкальный руководитель развивает перечисленные навыки, включая задания, игры и упражнения, подобранные логопедом, в занятия, в сценарии утренников (например, дополнить тематический ряд, начатый взрослым; назвать предмет по его описанию; подобрать обобщающие слова к группе однородных предметов; подобрать одно - два слова к незаконченному предложению; выполнить специальное задание, например: «Выбери из предложенных картинок те, названия которых отвечают на вопрос «кто?»). Работа всех членов команды должна быть согласована.
Развитие грамматики и связной речи.Целью данного направления работы является развитие у детей навыков использования в свободной речи правильных грамматических форм; составления рассказов, соответствующих ситуации и организованных в правильной последовательности. Для этого члены команды формируют у детей навыки словоизменения (употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; существительных в косвенных падежах без предлога; формы родительного падежа множественного числа существительных; предложно-падежных конструкций; согласование прилагательных с существительными в единственном числе; словообразования (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, названий детёнышей животных, прилагательных от существительных (относительных – из чего сделано?; притяжательных – чей? чья? чьё?), приставочных глаголов, глаголов совершенного вида: рисовал – нарисовал); синтаксиса (умение составлять предложения из слов в начальной форме, добавлять предлоги в предложение, вставлять пропущенные слова); связной речи.
Логопед достигает обозначенной цели в процессе решения программных задач, воспитатель – с помощью специальных приёмов работы с детьми. Так, для развития и закрепления навыков словоизменения, словообразования в свободное от занятий время можно давать детям дидактические задания («Придумай слова, отвечающие на вопрос «какой?», «Придумай слово, обозначающее орудие действия и отвечающее на вопрос «чем?», «Как называют детёныша лисы? волка? коровы?»), для развития навыков связного высказывания и правильного грамматического структурирования можно попросить детей «оречевлять» свои действия на занятиях ручным трудом (лепка, аппликация и т.п.), т.е. рассказывать о том, что они собираются сделать («Я собираюсь лепить цыплёнка. Он будет жёлтый…) и т.д.), что делают («Я беру пластилин жёлтого цвета, делаю из него маленький шарик…» и т.д.), что сделали («Я вылепил маленького цыплёнка. Он жёлтого цвета. У него чёрные глазки и красный клюв» и т.п.); «оречевлять»действия в режимные моменты («Я буду мыть руки. Для этого мне надо открыть кран, взять мыло, намылить руки…» и т.п.); в процессе рассказывания о событиях прошедших праздников, о просмотренном кинофильме.
Развитие языкового анализа и синтеза.Программные задачи, решаемые логопедом, включают формирование первоначальных навыков языкового анализа и синтеза.
Воспитатель и музыкальный руководитель закрепляют данные навыки (выделение первого звука в слове, последнего звука, ударного гласного; определение согласного звука; называние звуков слова по порядку; определение места звука по отношению к другим звукам; определение количества звуков в слове); фонематические представления (умение придумывать слова, в которых есть заданный звук; слова с заданным количеством звуков; умение отбирать картинки, в названии которых есть заданный звук); умение разделять предложение на слова; навыки слогового анализа и синтеза (умение определять количество слогов в слове; отбирать картинки, в названии которых заданное количество слогов; называть слово, произнесённое с паузами после каждого слога) с помощью специальных упражнений.
Для этого воспитатель может использовать задания перед началом занятия («Сядут те мальчики, имя которых начинается со звука м; теперь сядут девочки, имя которых начинается со звука а»); в минуты отдыха при смене вида деятельности, на занятиях по конструированию, лепке, рисованию; в режимные моменты; в свободное время в беседах с детьми.
Музыкальный руководитель украсит любой праздник для детей подготовительной к школе группы дидактическими заданиями в игровой форме.
Закрепляя у детей 6-7 лет навыки звукопроизношения, грамматики, связной речи, языкового анализа и синтеза, расширяя лексический запас, специалистам необходимо формулировать задания и подбирать упражнения так, чтобы можно было решать несколько задач одновременно, например: «Придумай предложение, состоящее из четырёх слов, одно из которых отвечает на вопрос «куда?», состоит из четырёх звуков, последний из которых – звук о» ( «Дети идут в кино»).
Программу по развитию мыслительной деятельности обсуждают и разрабатывают психолог, логопед, воспитатель. Формирование эмоционально-личностной готовности детей к обучению в школе обсуждают и разрабатывают все члены педагогического коллектива с участием родителей.
Ведущую и координирующую роль при этом играет психолог, который рекомендует остальным членам команды специальные игры, задания и упражнения.
Деятельность команды специалистов при трансдисциплинарном подходе основывается на соблюдении следующих положений:
· От каждого члена команды требуется навык совместной деятельности – умение играть различные роли, координирующую или исполнительскую.
· Диагностика умений осуществляется как в процессе индивидуального обследования ребёнка одним специалистом, так и путём совместного наблюдения за его деятельностью несколькими специалистами.
· Каждый специалист должен обладать знаниями в смежных областях и иметь представление о приёмах и методах воздействия, используемых другими специалистами.
· Все специалисты должны знать и общепедагогические, и коррекционные принципы работы и обеспечивать индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учётом рекомендаций координатора и других специалистов.
· Применяемые членами команды методы должны сочетаться и согласовываться между собой, соответствовать общей стратегии повышения эффективности комплексного психолого-педагогического воздействия.
· В ходе формирования у детей функций, навыков и процессов посильное участие должны принимать их родители.
Так, например, навык пространственной ориентировки в собственном теле родители могут формировать дома во время одевания («Надень правую варежку, а теперь левую. Сначала обуй правую ножку, а потом левую» и т.д.) и мытья («Помой левой ручкой правую коленочку» и т.д.); навык узнавания и различения букв, фонематического анализа и синтеза родители развивают и закрепляют, рассматривая с детьми буквы, находя знакомые или заданные буквы на вывесках, рекламных щитах, рисуя их и т.д. Это становится возможным только в случае понимания родителями важности такой работы, знания методов и приёмов её реализации. Исходя из этого, каждый специалист педагогического коллектива должен уметь организовать просветительскую работу с родителями.
Правильная организация взаимодействия специалистов дошкольного учреждения позволяет преодолеть недостатки. Данная система демонстрирует возможность использования потенциала каждого субъекта педагогической системы для усиления развивающего, образовательного, воспитательного и коррекционного эффекта работы дошкольного учреждении.