Основы обеспечения качества продукции

Содержание

Глава 1. Обеспечение качества

Содержание

1. Обеспечение качества

1.1. Основы обеспечения качества продукции

1.2. Развитие комплексного управления качеством на предприятиях СССР

1.3. Что такое система качества?

1.4. Выводы

1.5. Вопросы для самопроверки

1.6. Литература

2. Стандартизация в управлении качеством

2.1. Международные стандарты ИСО на системы качества

2.2. Значение проблемы для российских предприятий.

2.3. Стандарты ИСО 9000 в версии 2000 года.

2.4. Стандартизация в области охраны окружающей среды

2.5. Взаимосвязь ИСО 9000 и ИСО 14000

2.6. Выводы

2.7. Вопросы для самопроверки

2.8. Литература

3. Стандартизация в России

3.1. Научно-методические, организационные и нормативно-правовые основы стандартизации.

3.2. Выводы

3.3. Вопросы для самопроверки

3.4. Литература

4. Основы Сертификации

4.1. Основные термины и понятия сертификации

4.2. История сертификации

4.3. Нормативно - правовые основы сертификации.

4.4. Система сертификации ГОСТ Р

4.5. Сертификация продукции

4.6. Место испытательной лаборатории в процессе сертификации

4.7. Сертификация услуг

4.8. Система аккредитации

4.9. Выводы

4.10. Вопросы для самопроверки

4.11. Литература

5. Система качества

5.1. Элементы системы качества

5.2. Документирование системы качества

5.3. Выводы

5.4. Вопросы для самопроверки

5.5. Литература

6. Сертификация систем качества

6.1. Разработка и внедрение системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000.

6.2. Порядок проведения сертификации систем качества.

6.3. Экологическая сертификация.

6.4. Взаимосвязь процедур сертификации продукции и систем качества.

6.5. Внедрение системы качества на основе применения TQM

6.6. Выводы

6.7. Вопросы для самопроверки

6.8. Литература

7. Аудит качества

7.1. Понятие об аудите качества

7.2. Виды аудита

7.3. Выводы

7.4. Вопросы для самопроверки

7.5. Литература

8. Метрология

8.1. Роль метрологии в сертификации систем качества.

8.2. Закон РФ "Об обеспечении единства измерений".

8.3. Выводы

8.4. Вопросы для самопроверки

8.5. Литература

9. Приложения

9.1. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"

9.2. Закон о сертификации продукции и услуг

 

1.1. Основы обеспечения качества продукции

1.2. Развитие комплексного управления качеством на предприятиях СССР

1.3. Что такое система качества?

1.4. Выводы

1.5. Вопросы для самопроверки

1.6. Литература

Главными, важными и влиятельными, но не единственными, факторами конкуренции продукции являются цена и качество. Причем, в условиях рыночных отношений возрастает роль неценовой конкуренции, когда завоевать потребителя можно только через высокое качество.

Качество требовалось и обеспечивалось во все времена. Существует множество определений понятия "качество", данных разными известными философами, специалистами, фирмами, международными организациями. Однако для совместной деятельности людей необходима единая терминология. Международная организация по стандартизации ИСО стандартизировала понятие качество как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. На этом определение мы и будем основываться в дальнейшем.

Рассмотрим элементы, составляющие понятие качества.

Под характеристикой понимается взаимосвязь зависимых и независимых переменных, которые выражаются в виде текста, формулы или графика [3]. Характеристики могут быть качественными или количественными.

К объектам, например, относятся деятельность или процесс, продукция, услуга, организация, система, отдельное лицо или любая комбинация из них. То есть объектом является то, что может быть описано или рассмотрено. В основном, в деятельности предприятий (организаций) под объектом качества понимается продукция (товар) и услуга.

Продукция - результат деятельности или процессов.

Услуга - результат взаимодействия потребителя и поставщика и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя.

Исходным в определении качества является понятие потребности. Здесь в первую очередь речь идет об удовлетворение потребностей потребителей (покупатели и заказчики), играющих важную роль в формировании качества продукции. В сложившихся условиях превышения предложения над спросом потребители становятся более разборчивыми и их требования к качеству постоянно возрастают. Основное желание потребителя - это получить продукцию или услугу такого качества, которое соответствует его потребностям по благоприятной цене и в установленный срок.

В этой ситуации, для успешной конкуренции, производитель (поставщик) продукции (услуги) заинтересован в "удовлетворении потребностей" потребителя через качество, но с выгодными затратами, которые принесут ему наибольшую прибыль или другую выгоду, которую он сможет использовать в будущем. Например, завоевать на рынке новых и постоянных клиентов.

Установлено, что одновременное достижение высокого качества и снижения цены потребления возможно при условии создания на предприятиях (в организациях) систем управления качеством (Всеобщее управление качеством - TQM). Появлению современной методологии TQM предшествовали различные системы. Мировая эволюция работ по обеспечению качества показана [2,3]

Контроль качества - совокупность операций, включающая проведение измерений , испытаний, оценки одной или нескольких характеристик и сравнения полученных результатов с установленными требованиями.

Обеспечение качества - все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые, необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству.

Управление качеством - методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству. Понятие было разработано американскими учеными. Однако широкое применение и внедрение впервые получило в Японии. В нашей стране под управлением качеством понималось "... установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества при ее (продукции) разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемое путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции". Отечественный опыт работ в этом направлении описывается в п. 1.2.

В 70 -х годах ученые и специалисты многих стран пришли к выводу, что качество не может быть гарантировано только путем контроля готовой продукции. Оно должно обеспечиваться на всех стадиях производства: в процессе изучения требований рынка, на стадии проектных и конструкторских разработок, при выборе поставщиков сырья, материалов и комплектующих изделий и, конечно, при реализации продукции, ее техническом обслуживании в процессе эксплуатации у потребителя и утилизации после использования. В современных условиях импульсом для работ в этом направлении стали требования военной, космической, атомной, авиационной, автомобильной промышленности и, наконец, требования, обусловленные необходимостью охраны окружающей среды. Этому также способствовали возрастающие требования потребителей к качеству приобретаемой продукции.

Вследствие этого, для обеспечения высокого уровня качества выпускаемой или разрабатываемой продукции, возникла необходимость создания комплексных подходов, позволяющих формировать "замкнутый процесс", с учетом вышеназванных стадий ее производства. Решение проблемы выразилось в создании систем взаимосвязанных, постоянно действующих на предприятии мероприятий по обеспечению качества. Эти системы видоизменялись и совершенствовались. Менялись и цели работ в этой области. Если целью контроля качества был поиск и устранение обнаруженных дефектов посредством их изъятия из дальнейшего производства, то целью работ по обеспечению качества стало обнаружение причин ошибок, их устранение и предотвращение повторений. Впоследствии стало ясно, что целесообразно регламентировать не только технические процессы и действия на предприятии, но и все, что связано с управлением и организацией на предприятиях с распределением задач, функций прав и обязанностей. Весь накопленный опыт в данной области был суммирован в международных стандартах ИСО серии 9000 на системы управления качеством, которые стали широко внедряться по всему миру с конца 80-х годов. Главной целевой установкой стандартов является построение систем качества, обеспечивающих изготовление продукции, соответствующей требованиям заказчиков и соответственно ориентированной на предоставление доказательств способности предприятия стабильно выпускать продукцию определенного уровня качества.

На современном этапе эволюции управления качеством предусматривается переход от систем управления качеством к системам общего руководства предприятием, с учетом новых требований рынка.