Взаимодействие специалистов, участвующих в коррекционной работе

 

Работой по речевому развитию руководит учитель-логопед, а воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физическому воспитанию подключаются к нему, планируя свои занятия в соответствии с рекомендациями, полученными от логопеда.

В работе по познавательному развитию участвуют воспитатели и учитель-логопед. Учитель-логопед осуществляет руководство работой по развитию психических функций, по развитию временных, пространственных представлений. Воспитатели являются ведущими специалистами в работе по ознакомлению с окружающей действительностью, художественной литературой, осуществляют руководство работой по креативному развитию, развитию элементарных математических представлений. В этой работе участвуют также музыкальный руководитель, осуществляющий работу по музыкальному развитию детей, и логопед, включающий в свои занятия упражнения по развитию конструктивного праксиса, разнообразную игровую деятельность, творческие задания.

Воспитатели осуществляют руководство работой по нравственному и трудовому воспитанию, а все остальные специалисты содействуют им, реализуя материал по предложенной лексической теме. Работу по физическому развитию планирует и ведёт, в зависимости от уровня физического развития детей и их особенностей, инструктор по физическому воспитанию. Таким образом, целостность обучения и воспитания обеспечивается установлением связей между разными сферами и видами деятельности ребёнка, взаимосвязью между специалистами, участвующими в педагогическом процессе, и родителями.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.

Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.

Взаимосвязь специалистов в коррекционной группе имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.

Главная цель организации взаимодействия с целью оздоровления детей – использовать потенциал каждого специалиста, объединить усилия всех субъектов педагогического процесса, преодолеть разобщённость в их работе, т.е. организовать комплексный подход. Смысл комплексного подхода Ю.К. Бабанский видел прежде всего в том, что действия педагога направляются, во-первых, на формирование личности ребёнка в целом, а во-вторых, на интеграцию в целостную систему всех целенаправленных влияний на него.

Это возможно при трансдисциплинарном подходе к организации взаимодействия между членами педколлектива (Т.Н. Смирнова, А.А. Ушаков). Сущность такого подхода: работа должна быть организована так, чтобы каждый член коллектива для решения стоящих перед ним задач мог использовать потенциальные возможности программного обеспечения других специалистов, усиливая тем самым воздействие на формируемые у него функции, навыки или процессы.

Трансдисциплинарный подход становится возможным, когда оценка состояний тех или иных умений ребёнка, выбор методов и объёма психолого-педагогических мероприятий осуществляются не отдельными специалистами, а командой. Только совместный анализ потенциала ребёнка позволяет выработать оптимальный план мероприятий по развитию необходимых умений.

В успешном решении стоящих перед командой задач особая роль принадлежит координатору, т.е. наиболее компетентному в какой-либо области специалисту, который определяет особенности развития тех или иных умений ребёнка в работе каждого члена команды. В задачи координатора входит анализ программного обеспечения деятельности всех членов коллектива, консультирование членов команды, ведение необходимой документации.

Программу по формированию слуховых функций (неречевого и речевого слуха) обсуждают и разрабатывают логопед, воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Развитие неречевого слуха.Воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре развивают слуховое внимание и сосредоточение (воспитатель в играх типа «Что шумит?» учит детей отгадывать, каким предметом произведён звук: ложкой, бумагой, стулом, мячом и др.; музыкальный руководитель учит детей определять, какой музыкальный инструмент или какая игрушка звучит; инструктор по физкультуре решает поставленные задачи в заданиях «Если хлопну в ладоши, вы должны побежать; если топну, должны идти шагом» и .п.).

Воспитатель, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре учат определять направление звука, различать его силу и громкость (игры «Что звучит громче? тише?», «У какого инструмента самый высокий голосок?», «Угадай, что делать?», «Тихо-громко!»: под громкий хлопок – поднять флажок вверх, под тихий – опустить вниз и др.). Логопед и музыкальный руководитель учат воспроизводить ритм, развивают слуховую память («Послушай, как я постучу, а когда я закончу, постучи точно так же»; «Послушай внимательно – сейчас я постучу два раза. Попробуй определить, когда я стукну больше раз»; «Музыкальное эхо» - взрослый ударяет по ударному инструменту, ребёнок в этом же ритме должен повторить услышанное. И т.п.).

Развитие речевого слуха.Логопед формирует фонематическое восприятие и корригирует его недостатки; воспитатель закрепляет навыки дифференциации звуков речи, включая задания логопеда в свои занятия (например, при смене деятельности на занятиях ручным трудом: «Отвернись, послушай и повтори: па-ба-па, кА-га-га»; «Слушай звуки, которые я произношу, хлопни в ладоши, когда услышишь звук р» и т.п.), в деятельность на прогулке, в режимные моменты. Логопед, психолог, воспитатель и музыкальный руководитель развивают у детей слухоречевую память в процессе реализации программных задач (например, учат повторять различные по сложности предложения).