Первое измерение дуги меридиана и вычисление радиуса Земли (Эратосфен).

III в. до н.э. Возникновение идеи гелиоцентрической системы мира. Первые попытки определения расстояния до Луны и Солнца (Аристарх Самосский).

Возникновение первой модели мироздания – геоцентрической системы мира (Эвдокс Книдский, Аристотель, Гиппарх).

Создание евклидовой геометрии (Евклид).

Открытие закона прямолинейного распространения света и закона отражения. Возникновение геометрической оптики (Евклид).

Архимед ввел понятие о центре тяжести и моменте сил относительно прямой и плоскости, определил центр тяжести треугольника, установил законы рычага.

Архимед открыл закон гидростатики, названный его именем, установил условия плавания тел.

Объяснение приливов и отливов влиянием Луны и Солнца.

II в. до н.э.
Гиппарх открыл прецессию земной оси.

II в.н.э.
Герон Александрийский дал детальное описание рычага, ворота, клина, винта и блока, установил правило для рычага и блока, согласно которому выигрыш в силе при помощи этих механизмов сопровождается потерей во времени, описал прибор, являющийся прообразом современной паровой турбины, – так называемый эолипил, сделал ряд технических изобретений.

К. Птолемей объяснил явление прецессии, ввел поправку на атмосферную рефракцию (учет преломления света), экспериментально исследовал явление преломления света.

К. Птолемей придал завершенную форму геоцентрической теории мироздания (система мира Птолемея).

Эпоха средневековья и великих географических открытий.

Наступление римской эпохи (40 г.д.н.э – 117 г .н.э), упадок физики, науки в целом.

Формирование революционной религии бедных (1 – 3 века) - христианства. Изменение статуса естествознания (теоретического знания о природе) в связи с принятием христианства (с установлением ее государственной религией Римской империи в 4 веке). Абсолютным авторитетом является Откровение, а затем опыт и разум.

Изменение отношения к природе. Не она вызывает интерес, а некие чудесные, удивительные, исключительные явления, подтверждающие всемогущество бога.

Приниженность естественного порядка вещей, природных законов, естественных явлений; они суть всемогущества бога. Всемогущество бога позволяет человеку творить вопреки естественному порядку вещей (Иоанн Златоуст, 4 век).

Основной целью помысла божьего является не природа, а человек. Природа не есть нечто самостоятельное, несущее в себе свою цель и свой закон, как, например, у Аристотеля. Она создана для человека, для его блага – как в целом, так и в отдельных своих проявлениях. (впоследствие Вернадский, Моисеев, - антропоцентризм)

Догмат о сотворении мира богом из ничего и радикальное неприятие идей стоицизма (равенство всех людей перед лицом законов Природы). Безусловной реальностью является только бог, соизволивший рабам своим – человекам повелевать. Человек господин и повелитель природных стихий.

 

Феодальная ограниченность и разобщенность пространственного кругозора, возрастающая роль церковных постулатов - характерная черта средневековья; упадок культуры. Библия заменила труды античных ученых. Земля из шара «превращается» в прямоугольник или диск. Великие географические открытия; формирование умозрительной картины Мираи пантеизма (отождествление понятий Бог и Природа).