Технология реабилитации воспитательной предметно-пространственной среды.

Жизненной средой человека принято называть весь комплекс предметов и явлений окружающей природной и социальной действительности, с которыми он взаимодействует на протяжении жизни. В зависимости от функций выделяют социально-бытовую, трудовую и рекреационные среды. Материальным основание каждой их них служит предметно-пространственная среда.

Все среды, в которые так или иначе включен человек, облада­ют воспитательным эффектом.

Современная предметно-пространтвенная среда нуждается в реабилитации, поскольку ее воспитательный потенциал значительным образом подорван. Реабилитационные действия предполагают сочетание механизмов адаптации, дифференциации, интеграции, генерирования, декомпенсации.

Адаптация среды предполагает наполнение предметов пространства понятными для ребенка смыслами, а также проведение специальных занятий по освоению ребенком предметов и объектов пространства.

Дифференциация среды дает возмож­ность прогнозировать результативность воспитательных воздей­ствий, судить об эффективности функционирования воспитатель­ных систем. Кроме того, дифференциация среды помогает проек­тировать ее воспитательные влияния (очевидно различие влиянии пивного бара за гаражами, мимо которого проходят дети из шко­лы, молодежного общежития, старого ухоженного парка и т.п.).

В самом общем виде интеграцию среды можно представить как процедуру включения в педагогический процесс ранее не задействованных объектов предметно-пространственной среды. Под интеграцией можно понимать и присоединение к основной среде обитания детей новых ниш (организация в подвальном помеще­нии дома молодежного клуба и т.п.). Интеграция может быть ме­ханической или насильственной, вынуждающей к объединению. Интеграция позволяет полнее использовать свойства предметно-пространственной среды в воспитательных целях. Факты свидетельствуют о том, что с приращением к основной среде обитания дополнительных природных, социокультурных ниш меняется поведение ребенка, появляются новые возможности для самореализации личности. Но вые пространства, присоединяющиеся к основной среде обита­ния, провоцируют интерес к их освоению, а привносимая в них педагогически выверенная организация стабилизирует, окультуривает их объекты.

Генерирование предполагает видоизменение сре­ды под влиянием человека, т.е. создание новых объектов среды, ее обновление. Генерирование среды — это способ реализации потенциальных созидательных возможностей среды, продуцирующих необходимый образ жизни и формирующих соответствующие личностные качества.

Необходимость в декомпенсации возникает тогда, когда что-либо в среде «обретает характер неумеренной избыточности», когда какие-либо ее объекты выходят за пределы допустимой нормы, отрицательно влияют на социализацию личности, жизнедеятельность вос­питательных систем. Разновидностью декомпенсации выступает упорядочение объектов предметно-пространственной среды, подчинение их единому замыслу, единым целям.

 

4. Технология целевого программирования

Социально-педагогические программы — комплекс задач и мероприятий, направленный на достижение конечной цели за чет целевого перераспределения и мобилизации ресурсов.

Социальное программирование — системное перераспределение ресурсов на основе заранее определенных целей, критериев и возможных форм использования данных ресурсов для решения конкретных социальных задач. I

Компоненты программирования

- Цель программы

- Составные цели (подцели), зада­чи, перечень мер (мероприятий)

- Информационные, материальные, финансовые, трудовые ресурсы

- Временная характеристика про­граммы

- Организационная структура, вклю­чая руководителя программы и звенья, ответственные за выпол­нение задач, мер; взаимодействие между ними

- Учетный, отчетный и контроли­рующий механизм (механизм обратной связи)

- Коррективы содержания и меха­низма реализации программы

- Подведение итогов. Окончание программы

 

5. Методика организации благотворительных акций

Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О бла­готворительной деятельности и благотворительных организаци­ях» (1995), под благотворительной деятельностью понимается доб­ровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескоры­стной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче граж­данам или юридическим лицам имущества, в том числе денеж­ных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлении» услуг, оказанию иной поддержки.

Благотворительная деятельность осуществляется в целях:

- социальной поддержки и защиты граждан, включая улучше­ние материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и других лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои npaва и законные интересы;

- подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

- содействия укреплению мира, дружбы и согласия между на­родами, предотвращения социальных, национальных, религиозных конфликтов;

- оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, со­циальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;

- содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе

- содействия защите материнства, детства и отцовства;

- содействия деятельности в сфере образования, науки, ку.и. туры, искусства, просвещения, духовному развитию личности

- содействия деятельности в сфере профилактики и охрани здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

- содействия деятельности в сфере физической культуры и мас­сового спорта;

- охраны окружающей природной среды и защиты животных;

- охраны и должного содержания зданий, объектов и террито­рий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение и мест захоронения.

Акция — массовая форма благотворительной деятельности, характеризующаяся узкой направленностью, многомерностью, ин­тенсивностью, нацеленностью на конкретный результат. По вре­мени можно выделить краткосрочные, среднесрочные и долго­срочные акции.

Благотворительные акции, используемые в практике работы социального педагога, можно разделить на две группы:

1. Система мероприятий, цель которых — пропаганда уста­новок или ценностей, действий или программ, привлечение внимания к проблеме или событию. К благотворительным ак­циям подобного рода можно отнести распространенные в практике молодежных служб, служб занятости ярмарки вакансий, психолого-педагогический или целевой (проблемный) марафон как форму длительного однонаправленного взаимодействия субъектов и т.д.

2. Мероприятия, основная задача которых состоит в сборе средств и передаче их заранее определенному субъекту. Такие акции могут быть элементом более крупного события — массового праздника, тематического дня, концерта, трудовой операции и т..п.

В числе общих рекомендаций к проведению благотворитель-: акций выделяются следующие:

- Актуальность избранной темы, которая должна быть не только понятной участникам акции, но и вызывать у них определен­ий эмоциональный отклик..

- В программе акции следует предусмотреть смену ролевого по­ведения участников, например: зритель — соучастник (субъект) социальной проблемы — жертвователь (благотворитель) и т.п..

- Адресат акции должен быть максимально конкретным .

- Благотворительная акция должна быть организована без принуждения.

- по Закону «О благотворительной деятельности и благотворительных орга­низациях», в случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 % благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть исполь­зовано на благотворительные цели в течение года с момента по­лучения этого пожертвования. Благотворительные пожертвован в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.

 

6. Технология уличной работы

Большинство участков социокультурного пространства, которые избирает сам ребенок для своей жизнедеятельности, характеризуются ненаблюдаемостью и неорганизованностью. Для безнадзорных и беспризор ных детей эти зоны становятся пространством жизнедеятельности, которое несет в себе негативный. дезадаптирующий опыт. В связи с этим за рубежом сложилось са­мостоятельное направление по работе с детьми и молодежью, получившее название уличной работы. В ФРГ для «нефор­мальной» работы с молодежными группировками учреждаются общественные институты «стритвекеров», деятельность которых регламентируется решения­ми местных органов администрации. В последние годы и в нашей стране создаются при поддержке иностранных специалистов служ­бы «Ребенок на улице».Служба «Ребенок на улице» может существенно облегчить пе­реход ребенка с улицы в сферу реабилитационного пространства. Социальный педагог или социальный работник этой службы ста­новится первым представителем реабилитационного пространства, вступающим в доверительные отношения с ребенком. Он ориен­тирует ребенка в структуре реабилитационного пространства и, главное, мотивирует его к ресоциализации, старается пробудить в нем желание стать полноценным членом общества. ' Основное назначение службы — выполнение роли буфера между уличными детьми и обществом. Главными задачами службы «Ребенок на улице» являются:

а) мониторинг территории района для сбора полной инфор­мации о детско-подростковом сообществе, чтобы: выявлять нарушения прав несовершеннолетних и информи­ровать о них соответствующие органы; осуществлять профилактику беспризорности, не допускать появления на улице «новеньких» детей; оказывать всестороннюю экстренную помощь детям, оказав­шимся в критической ситуации; способствовать формированию социально приемлемого по­ведения у детей и подростков путем коррекции их мотивационной сферы;

б)тесное сотрудничество с различными структурами реаби­литационного пространства (ПДН, организациями детского досуга, школами, информационно-координационным центром и «•.д.) для оперативного принятия мер по защите прав несовершеннолетнего и выработки согласованных действий по работе с детьми улиц;

в)разработка и реализация конкретных реабилитационных про-рамм для несовершеннолетних «группы риска»;

г) выполнение роли проводника для детей улиц в сферу реа­билитационного пространства.

При работе с уличными детьми работники службы должны руководствоваться следующими принципами.

Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. Принцип добровольности. Принцип принятия ценностей другого человека. Принцип доверия. Принцип открытости. Принцип единой команды

Обобщая опыт зарубежных специалистов в области уличной работы, обратим внимание на следующее:

- работа в парах «парень — девушка» позволяет, с одной сто­роны, сделать работу безопаснее, а с другой — формировать до­верие у ребенка;

- вечернее время работы способствует попаданию в поле зре­ния специалистов наибольшего количества детей, и в первую оче­редь детей «группы риска»;

- территориальная принадлежность: каждой паре специалис­тов отводится определенная территория, которую она должна ^хорошо знать и ориентироваться в ней. Это своего рода поле деятельности уличных работников;

- волонтерская деятельность: необходимо стремиться подклю­чать к своей работе детей, на которых можно положиться, со­здавать сеть информаторов, чтобы повысить оперативность ра­боты;

- поиск детей улиц: источниками информации о детях «груп­пы риска» могут быть ПДН, КДНиЗП, взрослые, проживающие на данной территории, сами уличные дети или дети, недавно поступившие в приют, детский дом или интернат. Формой поис­ка может стать рейд, обход, распространение листовок с просьбой сообщить о детях, нуждающихся в помощи, по определенному телефону;

- формы помощи: традиционные формы помощи (походы, спортивно-культурные мероприятия и т.п.) в процессе сотруд­ничества с различными детскими досуговыми организациями, уч­реждениями социальной защиты, правоохранительными органа-Ми, администрацией и т.п. могут быть дополнены защитой прав ребенка в КДНиЗП, устройством детей в кружки и секции, кон­сультациями специалистов (психолога, нарколога и т. п.), опре­делением в учреждения социальной защиты, открытием секонд хендов для беспризорников и др.;

- непосредственный контакт с уличными детьми: опыт работы лицом к лицу с уличными детьми в их среде ценен для любого, кто имеет с ними дело. Ни статистические, ни описательные дан­ные не заменят непосредственного общения.

7.Социальная природа досуга.