Технология реабилитации воспитательной предметно-пространственной среды.
Жизненной средой человека принято называть весь комплекс предметов и явлений окружающей природной и социальной действительности, с которыми он взаимодействует на протяжении жизни. В зависимости от функций выделяют социально-бытовую, трудовую и рекреационные среды. Материальным основание каждой их них служит предметно-пространственная среда.
Все среды, в которые так или иначе включен человек, обладают воспитательным эффектом.
Современная предметно-пространтвенная среда нуждается в реабилитации, поскольку ее воспитательный потенциал значительным образом подорван. Реабилитационные действия предполагают сочетание механизмов адаптации, дифференциации, интеграции, генерирования, декомпенсации.
Адаптация среды предполагает наполнение предметов пространства понятными для ребенка смыслами, а также проведение специальных занятий по освоению ребенком предметов и объектов пространства.
Дифференциация среды дает возможность прогнозировать результативность воспитательных воздействий, судить об эффективности функционирования воспитательных систем. Кроме того, дифференциация среды помогает проектировать ее воспитательные влияния (очевидно различие влиянии пивного бара за гаражами, мимо которого проходят дети из школы, молодежного общежития, старого ухоженного парка и т.п.).
В самом общем виде интеграцию среды можно представить как процедуру включения в педагогический процесс ранее не задействованных объектов предметно-пространственной среды. Под интеграцией можно понимать и присоединение к основной среде обитания детей новых ниш (организация в подвальном помещении дома молодежного клуба и т.п.). Интеграция может быть механической или насильственной, вынуждающей к объединению. Интеграция позволяет полнее использовать свойства предметно-пространственной среды в воспитательных целях. Факты свидетельствуют о том, что с приращением к основной среде обитания дополнительных природных, социокультурных ниш меняется поведение ребенка, появляются новые возможности для самореализации личности. Но вые пространства, присоединяющиеся к основной среде обитания, провоцируют интерес к их освоению, а привносимая в них педагогически выверенная организация стабилизирует, окультуривает их объекты.
Генерирование предполагает видоизменение среды под влиянием человека, т.е. создание новых объектов среды, ее обновление. Генерирование среды — это способ реализации потенциальных созидательных возможностей среды, продуцирующих необходимый образ жизни и формирующих соответствующие личностные качества.
Необходимость в декомпенсации возникает тогда, когда что-либо в среде «обретает характер неумеренной избыточности», когда какие-либо ее объекты выходят за пределы допустимой нормы, отрицательно влияют на социализацию личности, жизнедеятельность воспитательных систем. Разновидностью декомпенсации выступает упорядочение объектов предметно-пространственной среды, подчинение их единому замыслу, единым целям.
4. Технология целевого программирования
Социально-педагогические программы — комплекс задач и мероприятий, направленный на достижение конечной цели за чет целевого перераспределения и мобилизации ресурсов.
Социальное программирование — системное перераспределение ресурсов на основе заранее определенных целей, критериев и возможных форм использования данных ресурсов для решения конкретных социальных задач. I
Компоненты программирования
- Цель программы
- Составные цели (подцели), задачи, перечень мер (мероприятий)
- Информационные, материальные, финансовые, трудовые ресурсы
- Временная характеристика программы
- Организационная структура, включая руководителя программы и звенья, ответственные за выполнение задач, мер; взаимодействие между ними
- Учетный, отчетный и контролирующий механизм (механизм обратной связи)
- Коррективы содержания и механизма реализации программы
- Подведение итогов. Окончание программы
5. Методика организации благотворительных акций
Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995), под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлении» услуг, оказанию иной поддержки.
Благотворительная деятельность осуществляется в целях:
- социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и других лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои npaва и законные интересы;
- подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращения социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе
- содействия защите материнства, детства и отцовства;
- содействия деятельности в сфере образования, науки, ку.и. туры, искусства, просвещения, духовному развитию личности
- содействия деятельности в сфере профилактики и охрани здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
- содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
- охраны окружающей природной среды и защиты животных;
- охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение и мест захоронения.
Акция — массовая форма благотворительной деятельности, характеризующаяся узкой направленностью, многомерностью, интенсивностью, нацеленностью на конкретный результат. По времени можно выделить краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные акции.
Благотворительные акции, используемые в практике работы социального педагога, можно разделить на две группы:
1. Система мероприятий, цель которых — пропаганда установок или ценностей, действий или программ, привлечение внимания к проблеме или событию. К благотворительным акциям подобного рода можно отнести распространенные в практике молодежных служб, служб занятости ярмарки вакансий, психолого-педагогический или целевой (проблемный) марафон как форму длительного однонаправленного взаимодействия субъектов и т.д.
2. Мероприятия, основная задача которых состоит в сборе средств и передаче их заранее определенному субъекту. Такие акции могут быть элементом более крупного события — массового праздника, тематического дня, концерта, трудовой операции и т..п.
В числе общих рекомендаций к проведению благотворитель-: акций выделяются следующие:
- Актуальность избранной темы, которая должна быть не только понятной участникам акции, но и вызывать у них определений эмоциональный отклик..
- В программе акции следует предусмотреть смену ролевого поведения участников, например: зритель — соучастник (субъект) социальной проблемы — жертвователь (благотворитель) и т.п..
- Адресат акции должен быть максимально конкретным .
- Благотворительная акция должна быть организована без принуждения.
- по Закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», в случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 % благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения этого пожертвования. Благотворительные пожертвован в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.
6. Технология уличной работы
Большинство участков социокультурного пространства, которые избирает сам ребенок для своей жизнедеятельности, характеризуются ненаблюдаемостью и неорганизованностью. Для безнадзорных и беспризор ных детей эти зоны становятся пространством жизнедеятельности, которое несет в себе негативный. дезадаптирующий опыт. В связи с этим за рубежом сложилось самостоятельное направление по работе с детьми и молодежью, получившее название уличной работы. В ФРГ для «неформальной» работы с молодежными группировками учреждаются общественные институты «стритвекеров», деятельность которых регламентируется решениями местных органов администрации. В последние годы и в нашей стране создаются при поддержке иностранных специалистов службы «Ребенок на улице».Служба «Ребенок на улице» может существенно облегчить переход ребенка с улицы в сферу реабилитационного пространства. Социальный педагог или социальный работник этой службы становится первым представителем реабилитационного пространства, вступающим в доверительные отношения с ребенком. Он ориентирует ребенка в структуре реабилитационного пространства и, главное, мотивирует его к ресоциализации, старается пробудить в нем желание стать полноценным членом общества. ' Основное назначение службы — выполнение роли буфера между уличными детьми и обществом. Главными задачами службы «Ребенок на улице» являются:
а) мониторинг территории района для сбора полной информации о детско-подростковом сообществе, чтобы: выявлять нарушения прав несовершеннолетних и информировать о них соответствующие органы; осуществлять профилактику беспризорности, не допускать появления на улице «новеньких» детей; оказывать всестороннюю экстренную помощь детям, оказавшимся в критической ситуации; способствовать формированию социально приемлемого поведения у детей и подростков путем коррекции их мотивационной сферы;
б)тесное сотрудничество с различными структурами реабилитационного пространства (ПДН, организациями детского досуга, школами, информационно-координационным центром и «•.д.) для оперативного принятия мер по защите прав несовершеннолетнего и выработки согласованных действий по работе с детьми улиц;
в)разработка и реализация конкретных реабилитационных про-рамм для несовершеннолетних «группы риска»;
г) выполнение роли проводника для детей улиц в сферу реабилитационного пространства.
При работе с уличными детьми работники службы должны руководствоваться следующими принципами.
Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. Принцип добровольности. Принцип принятия ценностей другого человека. Принцип доверия. Принцип открытости. Принцип единой команды
Обобщая опыт зарубежных специалистов в области уличной работы, обратим внимание на следующее:
- работа в парах «парень — девушка» позволяет, с одной стороны, сделать работу безопаснее, а с другой — формировать доверие у ребенка;
- вечернее время работы способствует попаданию в поле зрения специалистов наибольшего количества детей, и в первую очередь детей «группы риска»;
- территориальная принадлежность: каждой паре специалистов отводится определенная территория, которую она должна ^хорошо знать и ориентироваться в ней. Это своего рода поле деятельности уличных работников;
- волонтерская деятельность: необходимо стремиться подключать к своей работе детей, на которых можно положиться, создавать сеть информаторов, чтобы повысить оперативность работы;
- поиск детей улиц: источниками информации о детях «группы риска» могут быть ПДН, КДНиЗП, взрослые, проживающие на данной территории, сами уличные дети или дети, недавно поступившие в приют, детский дом или интернат. Формой поиска может стать рейд, обход, распространение листовок с просьбой сообщить о детях, нуждающихся в помощи, по определенному телефону;
- формы помощи: традиционные формы помощи (походы, спортивно-культурные мероприятия и т.п.) в процессе сотрудничества с различными детскими досуговыми организациями, учреждениями социальной защиты, правоохранительными органа-Ми, администрацией и т.п. могут быть дополнены защитой прав ребенка в КДНиЗП, устройством детей в кружки и секции, консультациями специалистов (психолога, нарколога и т. п.), определением в учреждения социальной защиты, открытием секонд хендов для беспризорников и др.;
- непосредственный контакт с уличными детьми: опыт работы лицом к лицу с уличными детьми в их среде ценен для любого, кто имеет с ними дело. Ни статистические, ни описательные данные не заменят непосредственного общения.
7.Социальная природа досуга.