Взаимосвязь понятий надежность и качество

Комплексность понятия надежность

Надежность— комплексное свойство объекта, включающее его безотказность, ремонтопригодность, долговечность и сохраняемость.

Безотказность — свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или наработ­ки. Основными показателями безотказности являются вероят­ность безотказной работы, интенсивность отказов, средняя на­работка до первого отказа и другие.

Ремонтопригодность — приспособленность объекта к предуп­реждению и обнаружению отказов, к восстановлению работос­пособного состояния путем технического обслуживания и ре­монта. Основные показатели ремонтопригодности — вероятность восстановления, интенсивность восстановления, среднее время восстановления, средняя наработка на отказ (отношение нара­ботки восстанавливаемого объекта к математическому ожида­нию числа отказов в течение этой наработки), коэффициент готовности (отношение времени, в течение которого объект на­ходится в работоспособном состоянии, к общей длительности периода) и другие.

Долговечность — свойство объекта сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной сис­теме технического обслуживания и ремонта. Основные показате­ли долговечности — средний ресурс, гамма-процентный ресурс (наработка, в течение которой объект не достигает предельного состояния с заданной вероятностью 1 — γ), средний ресурс до капитального ремонта, средний срок службы и другие.

Сохраняемость— свойство объекта сохранять работоспособ­ное состояние после хранения и (или) транспортировки. Основ­ные показатели сохраняемости — средний срок сохраняемости и гамма-процентный срок сохраняемости

 

Таким образом, надежность тесно связана с качеством и фактически может рассматриваться как качество, сохраняемое в течение требуемого периода и в реальных условиях эксплуатации. Многие важные моменты, рассматриваемые в данном курсе в контексте обеспечения качества, могут в равной мере распространяться на обеспечение надежности.

Существует, однако, одно принципиальное различие между управлением качества и управлением надежностью — качество в большой степени оценивается изготовителем или поставщиком перед его отправкой потребителю, а надежность в течение заданного периода времени может быть оценена только непосредственно пользователем.

Таким образом, производитель или поставщик сталкивается со вполне определенными проблемами в следующих областях: