Взаимосвязь понятий надежность и качество
Комплексность понятия надежность
Надежность— комплексное свойство объекта, включающее его безотказность, ремонтопригодность, долговечность и сохраняемость.
Безотказность — свойство объекта непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого времени или наработки. Основными показателями безотказности являются вероятность безотказной работы, интенсивность отказов, средняя наработка до первого отказа и другие.
Ремонтопригодность — приспособленность объекта к предупреждению и обнаружению отказов, к восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта. Основные показатели ремонтопригодности — вероятность восстановления, интенсивность восстановления, среднее время восстановления, средняя наработка на отказ (отношение наработки восстанавливаемого объекта к математическому ожиданию числа отказов в течение этой наработки), коэффициент готовности (отношение времени, в течение которого объект находится в работоспособном состоянии, к общей длительности периода) и другие.
Долговечность — свойство объекта сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Основные показатели долговечности — средний ресурс, гамма-процентный ресурс (наработка, в течение которой объект не достигает предельного состояния с заданной вероятностью 1 — γ), средний ресурс до капитального ремонта, средний срок службы и другие.
Сохраняемость— свойство объекта сохранять работоспособное состояние после хранения и (или) транспортировки. Основные показатели сохраняемости — средний срок сохраняемости и гамма-процентный срок сохраняемости
Таким образом, надежность тесно связана с качеством и фактически может рассматриваться как качество, сохраняемое в течение требуемого периода и в реальных условиях эксплуатации. Многие важные моменты, рассматриваемые в данном курсе в контексте обеспечения качества, могут в равной мере распространяться на обеспечение надежности.
Существует, однако, одно принципиальное различие между управлением качества и управлением надежностью — качество в большой степени оценивается изготовителем или поставщиком перед его отправкой потребителю, а надежность в течение заданного периода времени может быть оценена только непосредственно пользователем.
Таким образом, производитель или поставщик сталкивается со вполне определенными проблемами в следующих областях: