Характерной особенностью всех документальных ИС является то, что извлечение нужной информации из документа, найденного ИС, осуществляет сам потребитель.

Документальные информационные системы.

Понятие структурированности задач

 

При создании или при классификации ИС неизбежно возникают проблемы, связанные с формальным - математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач. От степени формализации во многом зависят эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации.

Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.

Различают три типа задач, для которых создаются ИС: структурированные (формализуемые), неструктурированные (не формализуемые) и частично структурированные.(Слайд 5)

 

Структурированная (формализуемая) задача - задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними. В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер.

Целью использования ИС для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т.е. сведение роли человека к нулю.

 

Неструктурированная (не формализуемая) задача - задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.

 

Документальные ИС (Слайд 6)– системы, предназначенные для отыскания в множестве документов тех, которые посвящены указанной в информационном запросе теме или содержат необходимые сведения.

Документальные ИС обслуживают принципиально иной класс задач, которые не предполагают однозначного ответа на поставленный вопрос.

Цель системы, как правило, выдать в ответ на запрос пользователя список документов или объектов, в какой-то мере удовлетворяющих сформулированным в запросе условиям. Т.е. в зависимости от цели поиска документальные ИС выдают либо библиографические описания документов, либо только адрес искомого документа, определяющий его местонахождение в хранилище.

 

Документальные ИС имеют дело со слабоструктурируемой информацией, представленной совокупностью документов, которые необходимо содержать в системе в целях удовлетворения информационных потребностей ее пользователей.

 

Предметная область таких систем – информационная база слабоструктурируемой информации.

Основные средства – информационно-поисковый язык, критерий смыслового соответствия и аппарат поиска.

Для всех БД документальных ИС, несмотря на отличия их друг от друга по мощности и гибкости поиска, существуют общие характеристики, которые позволяют отделить их от других типов баз данных:


1. Использование текстовой информации.

2. БД ДИС более объемны и могут иметь тенденцию роста из-за того, что новые записи добавляются в массив, а старые продолжают играть важную роль для исследователей.

 

Т.к. основной задачей ДИС является накопление и предоставление пользователю документов, содержание, тематика, реквизиты и т. п. которых адекватны его информационным потребностям, то возможно следующее определениеДИС:

документальная ИС — единое хранилище документов с инструментарием поиска и отбора необходимых документов.

 

Поисковый характер документальных ИС исторически определил еще одно их название — информационно-поисковые системы (ИПС)(Слайд 7) , хотя этот термин не совсем полно отражает специфику документальных ИС.

Информационно-поисковые системы (ИПС) являются наиболее распространенным видом ДС и предназначены для накопления и поиска по различным критериям документов. В состав ИПС входят:

 

· программные средства,

· поисковый массив документов,

· средства поддержки информационного языка этой системы.