Вопрос 1. Характеристика и распределение черепных нервов

Контрольные вопросы

Действия педагога ПО с уроком

· определяет тип урока, руководствуясь определенными факторами

· разрабатывает структуру урока

· осуществляет подготовку к уроку

· планирует учебное занятие

· проводит урок

· посещает уроки других преподавателей

· осуществляет анализ (самоанализ учебного занятия)

 

Подготовка педагога к урокупредварительная учебно-методическая работа, имеющая целью успешное проведение предстоящего занятия. Подго­товка педагога к уроку складывается из следующих моментов: анализ ре­зультатов предыдущего занятия; осознание целей и значения предстоящего урока; использование специальной литературы, установление объема учеб­ного материала, его осознание и преобразование; подготовка учебного обо­рудования; выделение материала для опроса, определение этапов, средств и методов обучения; определение форм и способов применения средств и ме­тодов обучения; разработка недостающих средств обучения, их тиражирова­ние; формирование выводов по предстоящему занятию, разработка структуры урока, составление плана, конспекта учебного занятия, его оформление.

Планирование урока - конструирование взаимодействия преподавателя и учащихся в ходе реального учебного времени. Основой планирования служат цель, задачи, принципы, содержание, методы обучения. Планирование урока осуществляется в виде конспекта урока.

Конспект урокасодержит наименование темы, задачи урока, этапы урока, оборудование, задания для учащихся алгоритмы их выполнения, фрагменты речи преподавателя, полный текст учебного материала.

План-конспект урока - тема, задачи, этапы, задания на каждом этапе.

План урока – документ, определяющий цель и задачи урока, а также перечень основных дейст­вий педагога и учащегося по освоению содержания учебного материала.

Выбор типа урока и вида занятия - зависит от факторов выбора, заявленных в классификации форм организации обучения (зависимость от ведущих методов, от места проведения урока, от дидактической задачи, от особенностей реализуемого содержания, от видов учебной работы учащихся, от степени активности учащихся и др.)

Анализ урока – (отдельная тема)

1. Назовите и охарактеризуйте цели проведения лабораторных работ.

2. Перечислите признаки учебного материала, которые указывают на
необходимость проведения лабораторных работ по формированию профес­сиональных умений учащихся.

3. Какие способы организации лабораторных работ используются в
учебном процессе? Дайте их характеристику.

4. Раскройте цели и содержание вводного, текущего и заключитель­ного инструктажа.

5. Какова типовая структура уроков теоретического обучения?

6. По каким признакам можно классифицировать уроки?

7. Каковы основные требования урочной формы учебного процесса?

8. Перечислите основные условия применения совмещенного урока.

9.Какова структура совмещенного урока?

Каждый отдел головного мозга человека исторически связан с конкретными дистантными анализаторами - хеморецепторами, фоторецепторами, тактильными или слуховыми системами анализа внешней и внутренней среды организма. Как правило, рецепторы расположены на некотором расстоянии от мозга и соединены с ним посредством нервов.

Черепные нервы (устаревшее название - черепно-мозговые нервы) - двенадцать пар нервов, выходящих из мозгового вещества в основании мозга и иннервирующих структуры черепа, лица, шеи.

Двигательные нервы начинаются в двигательных ядрах ствола. К преимущественно двигательным относят группу глазодвигательных нервов:глазодвигательный (3-ий), блоковый (4-ый), отводящий (6-ой), а также лицевой (7-ой), управляющий главным образом мимической мускулатурой, но содержащий также волокна вкусовой чувствительности и вегетативные волокна, регулирующие функцию слезных и слюнных желез , добавочный (11-ый), иннервирующий грудинно-ключично-сосцевидную и трапецевидную мышцы, подъязычный (12-ый), иннервирующий мышцы языка.

Чувствительные формируются из волокон тех нейронов, тела которых лежат в черепных ганглиях за пределами мозга. К чувствительным относят обонятельный(1-ый), зрительный (2-ой), предверно-улитковый, или слуховой (8-ой), которые обеспечивают соответсвенно обоняние , зрение , слух и вестибулярную функцию .

К смешанным нервам относят тройничный (5-ый), обеспечивающий чувствительность лица и управление жевательными мышцами, а такжеязыкоглоточный (9-ый) и блуждающий (10-ый), обеспечивающие чувствительность задних отделов полости рта, глотки и гортани, а также функционирование мышц глотки и гортани. Блуждающий обеспечивает также парасимпатическую иннервацию внутренних органов.

 

Рис. 2. Расположение (места выхода из мозга) черепно-мозговых нервов (схематично).

 

I пара, обонятельный нерв (n. olfactorius), берет начало от нервных клеток слизистой оболочки носа. Тонкие волоконца этого нерва проходят в череп через отверстия решетчатой пластинки решетчатой кости, вступают в обонятельную луковицу, которая затем переходит в обонятельный тракт. Расширяясь кзади, этот тракт образует обонятельный треугольник. На уровне обонятельного тракта и треугольника залегает обонятельный бугорок, в котором заканчиваются волокна, идущие от обонятельной луковицы. В коре обонятельные волокна распределяются в области гиппокампа. При поражении обонятельного нерва возникает полная потеря обоняния — аносмия или частичное его нарушение — гипосмия.

II пара, зрительный нерв (n. opticus), начинается от клеток ганглиозного слоя сетчатки. Отростки этих клеток собираются в зрительный нерв, который после вступления в полость черепа образует на основании мозга зрительный перекрест — хиазму. Но этот перекрест не полный, в нем перекрещиваются только волокна, идущие от внутренних половин сетчатой оболочки глаз. После перекреста зрительный нерв носит название зрительного тракта, который заканчивается в наружном коленчатом теле. От наружного коленчатого тела начинается центральный зрительный путь, который заканчивается в коре затылочной доли мозга. При каких-либо патологических процессах в головном мозге, затрагивающих перекрест зрительного нерва, зрительный тракт или путь, возникают различной формы выпадения полей зрения — гемианопсия.

Заболевания зрительного нерва могут быть воспалительного (неврит), застойного (застойный сосок) и дистрофического (атрофия) характера.
Причиной неврита зрительного нерва могут быть различные заболевания (менингит,энцефалит, арахноидит, рассеянный склероз, грипп, воспаление придаточных пазух носа и др.).

Проявляется внезапным понижением остроты зрения и сужением поля зрения. Застойный сосок является важнейшим симптомом повышения внутричерепного давления, которое может быть связано чаще всего с опухолью мозга, изредка гуммой, солитарным туберкулом, кистой и др. Застойный сосок длительное время не ведет к нарушениям зрения и обнаруживается при осмотре глазного дна. При прогрессировании заболевания понижается острота зрения и может наступитьслепота.
Атрофия зрительного нерва может быть первичной (при спинной сухотке, сифилисе головного мозга, рассеянном склерозе, при травме зрительного нерва и др.) или вторичной, как исход неврита или застойного соска. При этом заболевании наблюдается резкое понижение остроты зрения вплоть до полной слепоты, а также сужение поля зрения.

Лечение зависит от этиологии заболевания.

Рис. 3. Схема проводящих зрительных путей.

 

III пара, глазодвигательный нерв (n. oculomotorius), образована волокнами, идущими от одноименных ядер, лежащих в центральном сером веществе, под водопроводом мозга (сильвиев водопровод). Выходит на основание мозга между его ножками через верхнюю глазничную щель, проникает в глазницу и иннервирует все мышцы глазного яблока, за исключением верхней косой и наружной прямой мышц. Содержащиеся в глазодвигательном нерве парасимпатические волокна иннервируют гладкую мускулатуру глаза. Поражение III пары характеризуется опущением верхнего века (птоз), расходящимся косоглазием и мидриазом (расширение зрачка).

IV пара – блоковый нерв (п. trochlearis) состоит из волокон ядра блокового нерва, расположенного спереди водопровода. Аксоны нейронов этого ядра переходят на противоположную сторону, образуют нерв и выходят на поверхность мозга из переднего мозгового паруса. Нерв огибает ножку мозга и через верхнеглазничную щель попадает в глазницу, где иннервирует верхнюю косую мышцу глаза.

V пара – тройничный нерв (п. trigeminus) появляется на поверхности мозга между мостом и средними ножками мозжечка двумя корешками: большим – чувствительным и малым – двигательным.

Чувствительный корешок состоит из нейритов чувствительных нейронов тройничного узла, который располагается на передней поверхности пирамиды височной кости, вблизи ее вершины. Войдя в мозг, эти волокна оканчиваются в трех переключательных ядрах, расположенных: в покрышке моста, вдоль продолговатого мозга и шейного отдела спинного, по бокам водопровода. Дендриты клеток тройничного узла образуют три основные ветви тройничного нерва (отсюда и его название): глазничный, верхнечелюстной и нижнечелюстной нервы, которые иннервируют кожу лба и лица, зубы, слизистую оболочку языка, полостей рта и носа (рис. 4). Таким образом, чувствительный корешок V пары нервов соответствует дорсальному чувствительному корешку спинно-мозгового нерва.

Двигательный корешок содержит отростки клеток двигательного ядра, которое лежит в покрышке моста, медиальнее переключательного верхнего сенсорного ядра. Дойдя до тройничного узла, двигательный корешок минует его, входит в состав нижнечелюстного нерва, выходит из черепа через овальное отверстие и снабжает своими волокнами все жевательные и другие мышцы, развивающиеся из челюстной дуги. Таким образом, двигательные волокна этого корешка имеют висцеральное происхождение.

 


Рис. 4. Троичный нерв (чувствительный корешок):

1 – мезенцефалическое ядро; 2 – главное сенсорное ядро; 3 – IV желудочек; 4 – спинальное ядро; 5 – нижнечелюстной нерв; 6 – верхнечелюстной нерв; 7 – глазничный нерв; 8 – сенсорный корешок; 9 – тройничный ганглий

 

VI пара – отводящий нерв (п. abducens), состоит из волокон клеток одноименного ядра, лежащего в ромбовидной ямке. Нерв выходит на поверхность мозга между пирамидой и мостом, проникает через верхнеглазничную щель в глазницу, где иннервирует наружную прямую мышцу глаза.

VII пара – лицевой нерв (п. facialis), состоит из волокон двигательного ядра, лежащего в покрышке моста. Вместе с лицевым нервом рассматривают промежуточный нерв, волокна которого присоединяются к нему. Оба нерва выходят на поверхность мозга между мостом и продолговатым мозгом, латеральнее отводящего нерва. Через внутреннее слуховое отверстие лицевой нерв вместе с промежуточным проникает в канал лицевого нерва, пронизывающий пирамиду височной кости. В канале лицевого нерва лежит коленчатый ганглий –чувствительный ганглий промежуточного нерва. Он получил свое название из-за изгиба (коленца), которое образует нерв в изгибе канала. Пройдя канал, лицевой нерв отделяется от промежуточного, выходит через шилососцевидное отверстие в толщу околоушной слюнной железы, где распадается на концевые ветви, образующие "большую гусиную лапку". Эти ветви иннервируют все мимические мышцы, подкожную мышцу шеи и другие мышцы, производные мезодермы подъязычной дуги. Нерв относится, таким образом, к висцеральному аппарату.

Промежуточный нерв состоит из небольшого числа волокон, которые отходят от коленчатого ганглия, лежащего в начальной части лицевого канала. Войдя в мозг, эти волокна оканчиваются в покрышке моста (на клетках ядра одиночного пучка). Дендриты клеток коленчатого узла идут в составе барабанной струны – ветви промежуточного нерва, а затем присоединяются к язычному нерву (ветвь V пары) и иннервируют вкусовые (грибовидные и листовидные) сосочки языка. Эти волокна, несущие импульсы от органов вкуса, гомологичны дорсальным корешкам спинного мозга. Остальные волокна промежуточного нерва парасимпатические, они берут начало от верхнего слюноотделительного ядра. Эти волокна достигают крылонебного узла.

VIII пара – преддверно-улитковый нерв

(п. vestibulocochlearis), состоит из чувствительных волокон нерва улитки и нерва преддверия.

Нерв улитки проводит импульсы от органа слуха и представлен нейритами клеток спирального узла, лежащего внутри костной улитки.

Нерв преддверия несет импульсы от вестибулярного аппарата; они сигнализируют о положении головы и тела в пространстве. Нерв представлен нейритами клеток преддверного узла, расположенного на дне внутреннего слухового прохода.

Нейриты нерва преддверия и нерва улитки соединяются во внутреннем слуховом проходе в общий преддверно-улитковый нерв, который входит в мозг рядом с промежуточным и лицевым нервами латеральнее оливы продолговатого мозга.

Волокна нерва улитки оканчиваются в дорсальном и вентральном слуховых ядрах покрышки моста, волокна нерва преддверия – в вестибулярных ядрах ромбовидной ямки.

IX пара – языкоглоточный нерв (п. glossopharyngeus),появляется на поверхности продолговатого мозга, снаружи от оливы, несколькими корешками (от 4 до 6); из полости черепа выходит общим стволом через яремное отверстие. Нерв состоит преимущественно из чувствительных волокон, которые иннервируют желобовидные сосочки и слизистую оболочку задней трети языка, слизистую оболочку глотки и среднего уха. Эти волокна – дендриты клеток чувствительных узлов языко-глоточного нерва, расположенных в области яремного отверстия. Нейриты клеток этих узлов оканчиваются в переключательном ядре (одиночного пучка), под дном четвертого желудочка. Часть волокон проходит к заднему ядру блуждающего нерва. Описанная часть языкоглоточного нерва гомологична дорсальным корешкам спинно-мозговых нервов.

Нерв является смешанным. В его составе проходят и двигательные волокна жаберного происхождения. Они начинаются от двигательного (двойного) ядра покрышки продолговатого мозга и иннервируют мышцы глотки. Эти волокна представляют нерв I жаберной дуги.

Парасимпатические волокна, входящие в состав нерва, берут начало от нижнего слюноотделительного ядра.

X пара – блуждающий нерв (п. vagus), самый длинный из черепно-мозговых, выходит из продолговатого мозга позади языкоглоточного несколькими корешками и покидает череп через яремное отверстие вместе с IX и XI парами. Вблизи отверстия располагаются ганглии блуждающего нерва, дающие начало егочувствительным волокнам. Спустившись по шее в составе ее сосудисто-нервного пучка, нерв располагается в грудной полости вдоль пищевода, причем левый постепенно смещается на переднюю, а правый – на заднюю его поверхность, что связано с поворотом желудка в эмбриогенезе. Пройдя вместе с пищеводом через диафрагму в брюшную полость, левый нерв ветвится на передней поверхности желудка, а правый входит в состав чревного сплетения.

Чувствительные волокна блуждающего нерва иннервируют слизистую оболочку глотки, гортани, корня языка, а также твердую оболочку головного мозга и являются дендритами клеток его чувствительных ганглиев. Дендриты клеток оканчиваются в ядре одиночного пучка. Это ядро, как и двойное ядро, является общим для нервов IX и X пар.

Двигательные волокна блуждающего нерва отходят от клеток двойного ядра покрышки продолговатого мозга. Волокна принадлежат нерву II жаберной дуги; они иннервируют производные ее мезодермы: мышцы гортани, небных дужек, мягкого неба и глотки.

Основную массу волокон блуждающего нерва составляют парасимпатические волокна, берущие начало от клеток заднего ядра блуждающего нерва и иннервирующие внутренности.

XI пара – добавочный нерв (п. асcessorius), состоит из волокон клеток двойного ядра (общего с IX и X нервами), залегающего в продолговатом мозге снаружи от центрального канала, и волокон своего спинно-мозгового ядра, которое располагается в передних рогах спинного мозга на протяжении 5–6 шейных сегментов. Корешки спинномозгового ядра, сложившись в общий ствол, входят через большое затылочное отверстие в череп, где присоединяются к корешкам черепно-мозгового ядра. Последние в количестве 3–6 выходят позади оливы, располагаясь непосредственно за корешками X пары.

Из черепа добавочный нерв выходит вместе с языкоглоточным и блуждающим нервами через яремное отверстие. Здесь волокна его внутренней ветви переходят в состав блуждающего нерва).

Наружная ветвь XI пары, представленная двигательными волокнами, входит в шейное сплетение и иннервирует трапециевидную и грудинно-ключично-сосцевидную мышцы – дериваты жаберного аппарата

 


Рис. 5. Подъязычный нерв:

1 – собственные и 2 – скелетные мышцы языка; 3 – нижняя челюсть; 4 –подъязычная кость; 5 – канал подъязычного нерва; 6 – пирамида; 7 – нижняя олива; 8 – корешки подъязычного нерва

 

XII пара – подъязычный нерв (п. hypoglossus), двигательный,состоит из волокон клеток одноименного ядра ромбовидной ямки; из мозга выходит многочисленными корешками между пирамидой и оливой, которые соединяются в единый ствол. От него отходят ветви к твердой мозговой оболочке. Из черепа нерв выходит через канал подъязычного нерва; иннервирует собственные и скелетные мышцы языка (рис. 5).