Виды занятий по производственному обучению
Занятие в рамках учебной практики (урок производственного обучения). Типы и схематические структуры уроков производственного обучения
Типы уроков производственного обучения – вводный урок, урок изучения отдельных трудовых приемов и элементов операций, урок изучения операционных работ, урок изучения простых комплексных работ, урок изучения сложных комплексных работ на повышенный разряд, урок по изучению передовых приемов и технологий, контрольно-проверочный урок.
· традиционный урок производственного обучения определенного типа;
· зачетный урок;
· урок выполнения упражнений (самостоятельной работы);
· производственная конференция;
· производственная экскурсия;
· урок изобретательства и рационализации;
· урок-аукцион разработок, проектов, изобретений;
· отчетный урок;
· урок-деловая игра.
Задание: установите соотношение между типами уроков и видами занятия.
Одной из форм организации обучения в условиях ВПО и СПО выступает практикум по рабочей профессии.
Независимо от типа урока производственного обучения, его структура является единой для всех типов.
Основные характеристики урока:
•деятельность учащихся направлена на материальные объекты труда и имеет преобразующий характер;
•результатом практической деятельности учащихся являются материальные объекты (электрические жгуты, собранные блоки радиоаппаратуры и т.д.);
•практическая деятельность учащихся самостоятельная и управляется посредством инструктажа (устным и письменным), который проводит мастер производственного обучения;
•длительность урока равна учебному дню (6 или 7 ч);
•в структуре урока возможно выделение трех основных типовых элементов:
- вводный инструктаж;
- текущий инструктаж;
- заключительный инструктаж.
Ниже представлено общее содержание деятельности мастера и учащихся на различных структурных этапах урока (табл.).
Таблица
Структура урока производственного обучения (к планированию урока)
Структурный элемент | Деятельность мастера – инструктирование | Деятельность учащихся - усвоение умений и навыков |
Вводный инструктаж | Цель – создание ориентировочной основы деятельности учащихся 1.Ознакомление учащихся с содержанием предстоящей работы 2.Анализ инструкционной карты, технологической документации 3.Ознакомление учащихся с с оборудованием, инструментами 4.Разъяснение структуры трудовой деятельности 5.Показ способов выполнения отдельных операций самим мастером, посредством привлечения учащихся. 6.Предупреждение о возможных ошибках, проведение инструктажа по технике безопасности 7. Выдача УПР | Цель – восприятие инструктивных указаний 1.Пробное выполнение изучаемых операций 2.Ответы на вопросы мастера 3.Самостоятельная работа с инструкционной картой 4.Определение технологической последовательности выполнения учебно-производственной работы |
Текущий инструктаж | Цель – контроль за ходом выполнения учебно-производственного задания 1.Контроль выполнения правил техники безопасности 2.Целевые обходы, наблюдение 3.Корректировка действий учащихся | Цель – отработка приемов и операций 1.Самостоятельное выполнение учебно-производственного задания 2.Самоконтроль деятельности |
Заключительный инструктаж | Цель – подведение итогов урока 1.Подведение итогов занятия с указанием успехов и недостатков 2.Демонстрация лучших работ, видов брака 3.Обсуждение, оценка работ 4.Ответы на вопросы учащихся 5.Ознакомление с темой следующего занятия 6.Выдача домашнего задания | Цель – самоанализ деятельности 1.Сравнение своей работы с работами учащихся 2.Анализ успехов и недостатков |
Конкретные варианты структурного построения урока на различных этапах формирования умений и навыков зависят от содержания практической деятельности.
Практикум по рабочей профессии (проводится в учреждениях ВПО и СПО) — форма организации учебного процесса, самостоятельное выполнение учащимися практических и лабораторных работ, проводимое при завершении крупных разделов учебных курсов или в конце периода обучения. Практикумы по рабочей профессии осуществляются в специализированных мастерских, лабораториях кабинетах и ориентированы на получение обучаемыми в результате производственного обучения рабочей профессии. Практикумы проводятся в форме уроков производственного обучения, по определенной структуре, позволяющей избежать нарушения технологического процесса и травматизма обучающихся. Они направлены на формирование и демонстрацию обучаемыми практических знаний о производственных процессах и оборудовании, профессиональных умений и навыков, профессиональных компетенций.