Недостатки традиционных уроков. Инновационные уроки.
Разработка плана совмещенного урока
Рис. 8. Структура фазы совмещенного урока
И производственного обучения (бинарный)
Совмещенный урок специальной технологии
Основные характеристики урока:
•последовательное чередование видов деятельности учащихся (познавательной и практической);
•изучение локального отрезка теоретического материала, выполнение упражнений и решение учебно-производственных задач;
•результатом деятельности учащихся на уроке является сформированная система теоретических знаний и практических умений, опредмечен-ная в материальных объектах;
•длительность урока равна учебному дню (6 или 7 ч);
•в структуре урока четко выражены фазы, шаги, характеризующие целевые функции этапов формирования теоретических знаний и практических умений.
Структуру совмещенного урока можно представить как последовательное чередование фаз. В свою очередь, каждая фаза состоит из двух шагов. Первый шаг - усвоение порции теоретического материала, второй -практическое формирование умений (рис. 8).
1-й шаг – формирование знаний
Фаза
2-й шаг – формирование умений и навыков
При планировании урока по времени необходимо иметь в виду, что на шаг теории обычно отводится 10-15 мин; шаг практики (выполнение упражнений по порции теоретического материала) занимает у учащихся от 20 до 30 мин.
Обобщенную структуру совмещенного урока можно представить в виде следующей формулы:
Y = Фо + Ф1+ Ф2 + ...+ Фn+ Ф3,
где Фо - начальная фаза (1-й шаг - организация и целевая установка урока,
2-й шаг - ориентировка учащихся в предстоящей деятельности);
Ф1,Ф2 , ...,Фn - промежуточные фазы (1-й шаг - краткое объяснение технологии предстоящей работы, вопросы по проверке знаний, 2-й
шаг - практические упражнения);
Ф3 - заключительная фаза (сбор ученических работ, анализ работ учащихся, выставление оценок по теории и практике).
1. Сформулировать цели совмещенного урока.
2. Определить перечень основных фаз урока.
3. Разработать структуру трех фаз урока.
4. Привести подробный план одной из перечисленных фаз урока.
Недостатки традиционных уроков – типовая структура урока, вовлечение обучающихся в традиционные формы учебной деятельности и как следствие - снижение интереса к предмету, ориентация преподавателя на среднего учащегося и на общие дидактические цели, преобладание репродуктивной деятельности учащихся на уроке.
Инновационный урок — занятие, имеющее гибкую нестандратную структуру, проводимое с целью активизации деятельности учащихся путем вовлечения их в различные нетрадиционный формы организации учебной деятельности, направленные на повышение интереса учащихся к предмету.