Источники, причины и функции конфликтов

Конфликтв современном понимании — это чрезвычайно многоли­кое и многостороннее явление, одновременно позитивное и негативное, развивающее и разрушающее, и снова развивающее, и отражающее во всем многообразии истинную диалектику жизни.

Еще древние мудрецы, осуждая ссоры и столкновения между людь­ми и советуя избегать их, признавали в то же время, что в спорах, столк­новениях и противоречиях рождается истина, что они—движущая сила изменений и развития.

Конфликт может служить стимулом к переменам и толчком к про­грессу, утверждают австралийские психологии X. Корнелиус и Ш. Фэйр. Если конфликт разрешается неправильно, подавляется, игнорирует­ся, его негативная сторона выходит наружу и проявляется в разнооб­разных, в том числе и психологических, последствиях, например в тре­воге, смятении, одиночестве, низкой производительности труда, вялости, затаенном гневе, стрессе, усталости и др.

В то же время если конфликт конструктивен, если он разрешается правильно, то видны его позитивные стороны, в частности возникает ощущение покоя, удовлетворения, подъема энергии, облегчения, радос­ти общения, расширяются возможности личностного роста и др.

Несмотря на несколько упрощенный подход к определению пози­тивных и негативных сторон конфликта, можно согласиться с выводами авторов о том, что конфликт может быть позитивным или негативным, конструктивным или деструктивным в зависимости от того, как его раз­решают.

Кроме того, существенное место в проявлении многоликости конф­ликта занимает установление его психологических причин, особеннос­тей диагностики и, соответственно, позитивности или негативности про­гноза.

Конфликт имеет обостренное, нередко до предела, противоречие, ко­торое психологически и является источником конфликта.

Таким образом, источники конфликтов это противоречия, а они возникают там, где есть рассогласование:

· в знаниях, умениях, способностях, личностных качествах;

· функциях управления;

· эмоциональных, психических и других состояниях;

· технологических, экономических и других процессах;

· целях, средствах, методах деятельности;

· мотивах, потребностях, ценностных ориентациях;

· взглядах, убеждениях;

· понимании, интерпретации информации;

· ожиданиях, позициях;

· оценках и самооценках.

Источники конфликтов тесно связаны с предпосылками возникнове­ния конфликтов или внешними и внутренними условиями их развития. Любой коллектив состоит из людей, которые различаются по возрас­ту, образованию, стажу работы, профессиональному и жизненному опы­ту, целям и задачам, которые они перед собой ставят, а также по сред­ствам и способам достижения целей, функциям и обязанностям, ролям и статусам, личностным особенностям, ценностям, установкам, взглядам на возникающие в процессе работы проблемы. Вследствие перечислен­ных различий в коллективах появляется возможность возникновения конфликтных ситуаций и конфликтов.

Конфликты — одно из условий развития субъекта, социальных сис­тем и отношений. Однако признав наличие конфликтов как условия развития социума, необходимо учитывать, что их возникновение не яв­ляется неизбежным. Процесс развития социума всегда содержит потен­циальные конфликты, но управление изменениями с целью оптимизации взаимоотношений субъектов снимает возможность перехода потенциаль­ного конфликта в его открытую форму.

Понимание сущности и причин возникновения конфликта связано с уровнем его протекания, который прямо зависит от проявления дезинте­грации личности. Дезинтергация выражается в обострении существо­вавших ранее или в возникновении новых противоречий между различ­ными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности. Следовательно, дезинтеграция личности проявляется в нарушении пре­жней структуры личности, изменении связи и соотношения мотивов и отношений личности.

Конфликт возникает только при определенных условиях, одновре­менно внешних и внутренних.

Внешние условия возникновения конфликта в основном сводятся к тому, что удовлетворение каких-либо глубоких и активных мо­тивов и отношений личности либо становится невозможным либо ставится под угрозу. Внешние условия конфликта в жизни любого человека в любом обществе возникают с неизбежной необходимо­стью. Во-первых, из-за объективных препятствий для удовлетво­рения мотивов и отношений личности. Во-вторых, реализация одних мотивов с неизбежностью порождает новые, еще не удов­летворенные. Это непрерывное появление неудовлетворенных еще мотивов — необходимое условие развития личности и обще­ства в целом.

И наконец, одно из важнейших внешних условий возникновения кон­фликтов заключается в том, что общественная жизнь с необходимостью требует подавления или ограничения различных мотивов, иногда очень глубоких и активных, например стремления к сохранению жизни. Поэто­му, хотя содержание и характер внешних условий конфликта различны и зависят от общеисторических, социальных и индивидуально-психологи­ческих предпосылок, их возникновение неизбежно и необходимо.

Однако все перечисленные внешние условия, препятствующие удов­летворению мотивов и отношений личности, недостаточны для возник­новения конфликта. Даже смертельная опасность может не быть источ­ником конфликта. Так же и голод, болезнь, инвалидность далеко не всегда приводят к конфликту; он возникает только тогда, когда эти вне­шние условия порождают определенные внутренние условия.

Внутренние условия, или предпосылки, играют основную роль и среди них прежде всего личностные условия возникновения и раз­вития конфликтов (конфликтность как относительно устойчивое личностное свойство, деструктивные внутриличностные конф­ликты, акцентуации характера, сложившиеся негативные стерео­типы поведения и др.).

Источники и условия конфликтов обусловливают предпосылки и при­чины возникновения конфликтных ситуаций и развития конфликтов.

Различают объективные и субъективные причины конфликтов. Объективные причины приводят прежде всего к конструктивным конф­ликтам, возникающим в деловой сфере. Субъективные причины чаще всего обусловливают деструктивные конфликты, характерные для личностно-эмоциональной сферы.

Рассмотрим некоторые объективные причины, приводящие к конст­руктивным конфликтам в деловой и производственной сфере:

• недовольство оплатой труда;

• неблагоприятные условия труда (например, отсутствие вентиля­ции, загазованность, вибрация, шум, сквозняки, дискомфортная температура на рабочем месте и т. д.);

• недостатки в организации труда;

• несоответствие прав и обязанностей;

• неритмичность работы (простои, вынужденные отпуска, штур­мовщина);

• неудобный график работы;

• упущения в технологии (особенно те, вследствие которых умень­шается заработок работника, причем не по его вине);

• необеспеченность заданий ресурсами (в частности, перебои в обеспечении сырьем, материалами, комплектующими);

• отсутствие четкости в распределении обязанностей, в частности неэффективные, слишком расплывчатые или устаревшие дол­жностные инструкции;

• низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины;

• конфликтогенные организационные структуры;

• противоречивые отношения или цели технологических и экономи­ческих служб.

Положительное разрешение конфликта — это прежде всего устране­ние источников и причин конфликта. Если эти причины объективные, связанные с несовершенством производства и управления, то их устра­нение означает совершенствование производства и управления.

К субъективным причинам конфликтов в деловой и производствен­ной сфере относятся:

• неправильные действия руководителя (нарушение служебной эти­ки, а также трудового законодательства, несправедливая оценка руководителем действий подчиненных и результатов их труда);

• неправильные действия подчиненных;

• неправильные действия и руководителя, и подчиненных. Субъективные причины порождают чаще всего деструктивные конф­ликты.

Конфликты могут выполнять как негативные (деструктивные), так и позитивные (конструктивные) функции. С точки зрения психологии важ­нейшее значение имеет ограничение негативных, разрушающих функ­ций конфликта и форсирование, максимальное использование его пози­тивных функций.

Позитивные функции конфликтов:

регулятивно-развивающая — конфликт не дает застыть, окосте­неть, побуждает к изменениям и развитию, открывает дорогу инновациям, способным усовершенствовать и стабилизировать внутренний мир, отношения, систему;

информационно-объединяющая — в ходе конфликта люди лучше узнают себя и друг друга, конфликт стимулирует рефлексию и по­нимание;

сплочение и структурирование — конфликт способствует струк­турированию социальных групп, созданию организаций, сплоче­нию групп и коллективов;

стимулирование активности — конфликт повышает активность людей, снимает "синдром покорности";

стимулирование личностного роста — конфликт стимулирует развитие личности, повышение чувства ответственности, осозна­ния своей значимости, может содействовать самопознанию и са­мореализации;

психотерапевтическая и облегчающая — конфликт (при условии его открытого и конструктивного урегулирования) снимает под­спудную напряженность, дискомфорт и хронические недоразуме­ния, дает им выход;

диагностическая и проясняющая — иногда полезно даже спрово­цировать конфликт, чтобы прояснить обстановку и понять состоя­ние дел; в критических ситуациях, возникающих в конфликтах, выявляются незаметные до того достоинства и недостатки людей, создаются условия для развития личности и формирования лиде­ров.

Негативные функции конфликтов:

становление стереотипов и разрушающих форм самореализации личности путем манипулятивного самоутверждения и достижения желаемого как бы в обход;

ухудшение психологического климата в коллективах и разрушение межличностных отношений;

снижение привлекательности труда и, как следствие, снижение его производительности;

неадекватность, прежде всего в восприятии проблемы и участни­ков конфликта;

возникновение неадекватных психологических защит;

снижение сотрудничества и уменьшение возможности партнер­ства между сторонами в ходе конфликта и после него;

нарастание конфронтации, затягивающей людей в борьбу и за­ставляющей их стремиться больше к победе, чем к решению про­блем и поиску альтернативы;

увеличение материальных и эмоциональных затрат на разреше­ние конфликта.