Конфликт как предмет исследования.
Конфликты существовали всегда, с момента появления человека и начала его взаимоотношений с окружающим миром. Однако конфликтология как наука возникла сравнительно недавно—во второй половине XX в.
Конфликтология — относительно новая и специфическая область научных знаний, изучающая теорию и практику предупреждения и разрешения конфликтов.
Конфликтология — прикладная научная дисциплина и вместе с тем область профессиональной деятельности, требующая специальных знаний, умений и навыков по урегулированию конфликтов и, соответственно, специальной подготовки.
Становление конфликтологии связано с практикой управления общественными и групповыми отношениями. Общепринятого определения конфликтологии еще нет. Одни видят в ней относительно самостоятельную область научных знаний, возникшую на стыке философии, социологии, психологии и даже психиатрии, другие же считают ее комплексной научной дисциплиной, объединяющей в единую систему "не связанные между собой исследования конфликта, которые ведутся в рамках военных наук, искусствоведения, истории, математики, педагогики, политологии, правоведения, психологии, социологии, философии и некоторых других наук (например, психиатрии, экономики).
На сегодняшний день уже накоплен достаточно обширный фонд литературы по проблемам конфликтов. Конфликтология входит в программу профессиональной подготовки социологов, менеджеров, психологов, социальных работников; существует система международной сертификации медиаторов (профессиональных посредников в урегулировании конфликтов).
Становление конфликтологии обусловлено прежде всего высокой общественной потребностью в познании конфликтов и способах их урегулирования. Вместе с тем до сих пор дискутируется вопрос о том, существует ли конфликтология как самостоятельная область научных знаний.
Значение конфликтологии как самостоятельной и ориентированной на практику интегративной и междисциплинарной области научных знаний постоянно возрастает, поскольку она помогает прогнозировать
и предупреждать серьезные социальные потрясения, снижать их остроту, разрешать возникающие противоречия между людьми.
Многие специалисты не исключают, однако, и того, что в дальнейшем конфликтология будет развиваться не столько как самостоятельная наука, сколько как практически ориентированная интегративная сфера человеческой деятельности.
Знание конфликтологии необходимо и желательно каждому человеку, каждому члену группы, коллектива, общества, каждому профессионалу в различных областях знаний и человеческих отношений как один из способов гармонизации человеческих отношений.
Предметом конфликтологии как интегративной области научных знаний являются общие закономерности возникновения, развития и разрешения конфликтов, а также основные принципы, способы и приемы деятельности по отношению к конфликту, т. е. управление конфликтом.
В последние годы развиваются отрасли и специфические методы конфликтологии как новой интегративной науки, в частности общая конфликтология и отраслевые, или специальные, ее направления. Определяется и предмет изучения общей конфликтологии — природа возникновения и развития конфликтной ситуации, измерение степени развития конфликта, возможные пути целенаправленного влияния на конфликтную ситуацию.
Такая отрасль конфликтологии и психологии конфликтов, как педагогическая (как область теоретического и прикладного знания), находится на стадии становления, поскольку основным условием ее формирования становится накопление конкретных фактов для последующего их обобщения, анализа, синтеза и интерпретации. Педагогический конфликт как феномен реальной педагогической действительности должен изучаться, оцениваться, восприниматься в практической деятельности, во взаимосвязи с исследовательскими усилиями педагогов, психологов, медиков, социологов, правоведов, специалистов по управлению.
Конфликтология базируется на подходах и методах различных наук, прежде всего философии, социологии, психологии. При этом каждая из перечисленных наук рассматривает конфликтологию с точки зрения собственного предмета изучения конфликтов и используемых методов.
С точки зрения психологии конфликтология — область научных знаний о путях и способах предвидения, предупреждения, преодоления противоречий в отношениях между отдельными людьми, группами, объединениями и их гармонизации.
С точки зрения философии конфликтология — область научных знаний о путях и способах предвидения, предупреждения и преодоления противоречий в жизни общества, государства.
Сточки зрения педагогики конфликтология — область научных психолого-педагогических знаний о путях, способах и средствах предвидения, предупреждения, преодоления противоречий, возникающих в учебно-воспитательном процессе.
С психофизиологической и медицинской точки зрения конфликтология — область научных знаний, посвященная психогигиене отношений между людьми, психопрофилактике и коррекции порожденных конфликтом отклонений в их психосоматическом статусе.
Итак, с одной стороны, конфликтология — интегративная и междисциплинарная наука, в которой существенное место занимают, в частности, психологические знания и методы. С другой стороны, в различных отраслях психологии и в профессиональной психологической деятельности (например, в психологии управления коллективами, при оказании психологической помощи, в психотерапии, психоконсультировании) важнейшее значение имеют психологические проблемы и анализ конфликтов, особенности конфликтного реагирования и поведения в конфликтах, продуктивное преобразование и преодоление, а также конструктивное разрешение конфликтов.
В психологической лексике непосредственное отношение к конфликтологии имеет прежде всего такое ключевое понятие, как "конфликт". Однако трактовка его в разных областях психологических знаний, в разных сферах и отраслях психологической науки различна.
Инженерная психология исследует феномен конфликта при рассмотрении групповой деятельности в системах "человек — машина". В ходе взаимодействия операторов в группе реализуются информационные, регулятивные и аффективные функции. Конфликтоген-ным фактором является психологическая несовместимость операторов в условиях различных систем "человек — машина" (например, в иерархических АСУ, где возникают сложные проблемные ситуации высокой конфликтогенности). Инженерная психология использует в качестве базового понятия термин "сработанность" группы. Субъективная удовлетворенность друг другом и адекватное взаимопонимание способствуют бесконфликтному решению задач при малых энергозатратах.
Экономическая психология анализирует конфликтогенные ситуации, вызываемые преобразованием экономики, производственных процессов, разрушением стереотипов производственных отношений. Конфликты
здесь выражаются в психологическом и конкретно-деятельностном сопротивлении нововведениям, особенно если они не осознаются как выгодные и предпочтительные в их субъективном или объективном значении. Тщательно изучается один из парадоксов сопротивления новому: старое сохраняет свою ценность, от которой трудно отказаться. Преимущество нового пока остается недоказанным.
Военная психология анализирует конфликты при рассмотрении субъективных факторов взаимоотношений рядового и командного состава в воинских подразделениях. Зрелые и незрелые взгляды, позитивные и негативные черты характера, разноуровневый военный профессионализм могут привести к возникновению конфликтов по вертикали и способствовать развитию напряженных ситуаций по горизонтали.
В социологии под конфликтом понимают предельный случай обострения социальных противоречий различных социальных общностей. Разработчики социологии производственных конфликтов утверждают, что конфликт в одних условиях стимулирует самоорганизацию системы, способствует достижению целей эффективными средствами, а в других — приводит к нестабильности, дезорганизации, развалу системы.
Различные точки зрения на конфликты высказывают представители социальной психологии. Конфликт как естественное противоречие, возникающее между людьми, порождается проблемами личной и социальной жизни, противоречиями интересов, взглядов, социальных установок людей.
Выделяются противоречия новаторства и консерватизма; противоречия групповых взаимно неприемлемых интересов; противоречия, вызываемые эгоистическими побуждениями конфликтующих: корыстью, карьеризмом. Рассматриваются конфликты длительные и кратковременные; глобальные и локальные; мелкие столкновения и масштабные; бесследно проходящие конфликты и вызывающие глубокие психологические потрясения.
В работах по психологии управления рассматриваются разрушительные конфликты, дезорганизующие нормальный ход коммуникаций трудовых коллективов и групп на производстве. Межличностные конфликты в производственном коллективе имеют сложную объективно-субъективную природу, что обусловлено как чисто человеческими особенностями характеров конфликтующих, так и внешними условиями, которые способствуют или препятствуют их возникновению. Универсальным психологическим механизмом возникновения конфликта считается превышение индивидуального порога толерантности участников конфликта, тесно связанное с уровнем стрессогенности условий труда и особенностями конкретных ситуаций.
Интерес к психологическим конфликтам в педагогической деятельности вызван прежде всего взаимоотношениями учащихся, педагогов и родителей. Педагоги до недавнего времени предпочитали говорить о трудных ситуациях и барьерах. Однако по природе эти ситуации кон-фликтогенны, хотя в научных сообщениях в таком аспекте не фигурируют. Можно предположить, что умолчание конфликтов было вызвано идеологическими догмами о мягких, несущественных противоречиях в этой сфере.
В исследованиях педагогических конфликтов авторы в основном обращаются к разноплановым противоречиям, возникающим между участниками учебно-воспитательного процесса.
К противоречивым позициям относится оценка конфликтов в педагогике как явлений нормальных или аномальных. Как и часть психологов, некоторые исследователи относят конфликт к разрушительным событиям по отношению к естественно протекающему процессу взаимодействия участников обучения и воспитания. Истоки столкновений многие видят в самой природе педагогической деятельности, объединяющей множество людей с разнообразными личными качествами, опытом, характерами. Наиболее адекватным подходом к этой теме является целостное отражение конфликта как естественного проявления жизнедеятельности педагогической системы, ее структуры.
Большинство публикаций по конфликтологии и психологии конфликтов носят практически ориентированный характер. Объектом изучения являются конфликты разных уровней: внутриличностные, социальные (межличностные, межгрупповые, межгосударственные) и др. При этом преобладают исследования конфликтов, возникающих между субъектами одного уровня (личность—личность, малая группа — малая группа и т. п.). Сторонники различных концепций рассматривают конфликт с разных сторон, и каждое из многочисленных его определений отражает специфику предмета анализа.
Один из подходов заключается в том, что поведение человека и группы рассматривается гомеостатично как ряд функциональных единиц, каждая из которых начинается с нарушения равновесия внутри группы и заканчивается его восстановлением. Высказывается мнение, что "конфликт есть нарушение гомеостаза, следствием которого может быть восстановление гомеостаза (прекращение конфликта), изменение гомеоста-
за (характера процессов в системе или взаимодействия систем в надси-стеме), изменение морфологии системы (надсистемы), разрушение части или всей надсистемы (прекращение гомеостаза)". Это утверждение полностью справедливо только в принципе. Реакция системы на нарушение гомеостаза может быть (и бывает в большинстве случаев) автоматической. При детальном рассмотрении процессов, происходящих в этот момент в системе, можно обнаружить конфликтные реакции на два-три системных порядка ниже рассматриваемого. Например, рефлекторная, автоматическая реакция организма сопровождается конфликтными процессами на клеточном или молекулярном уровне. Возможно, такими проявлениями конфликтов следует пренебречь, учитывая, что восстановление системного гомеостаза реализуется не только с помощью конфликта. Факторами самоорганизации, которая рассматривается как адаптационная реакция на возмущение внешней среды, наряду с конфликтами являются автосинхронизация процессов и кумулятивность, а взаимодействие систем является организующим, дезорганизующим и переформирующим.
Таким образом, можно считать, что конфликт является реакцией системы на возмущение внешней среды, нарушающее системный гомеостаз. Но не любое возмущение внешней среды требует конфликтной реакции, а только неспецифическое возмущение, т. е. такое, на которое в системе не сформирована автоматическая реакция. Если стимул новый или редко встречавшийся ранее, система вынуждена рефлексировать с тем, чтобы выработать адекватную реакцию. Термин "рефлексия" применяется здесь в широком смысле как средство реализации качественного скачка в развитии системы. Суть его — в превращении средства в цель, или, пользуясь терминологией теории управления, в превращении параметра системы управления в объект управления. Это предполагает изменение структуры системы путем изменения ее компонентов либо связей между ними, т. е. формирование новой функциональной подсистемы. На личностном уровне изменяются установки, навыки, привычки, на групповом уровне — взаимоотношения, групповая культура и т. д. Таким образом, адаптация системы к непосредственному стимулу из внешней среды происходит в виде конфликта.
Очевидно, что рефлексия системы начинается с фазы деструкции и заканчивается фазой конструкции новой структуры, способной выработать адекватную реакцию (эти фазы могут быть частично параллельными). Когда конструктивная фаза завершена и система вновь стала равновесной, считается, что конфликт разрешен.
Следовательно, конфликт — это адаптационная реакция системы на неспецифическое возмущение внешней среды, происходящая путем перестройки структуры системы. Этот общесистемный подход вполне согласуется с различными взглядами психологов на сущность как внутри-личностного, так и межличностного конфликта. Так, высказывается мнение, что конфликт возникает тогда, когда наблюдается рассогласование между возможностями субъекта (по существу, структурой его личности) и конкретными условиями, в которых он действует.
Р. Кричевский и Е. Дубовская рассматривают конфликт как дисгармо-низацию межличностных отношений, а А. Ишмуратов — как болезнь общения.
А. Анцупов и А. Шипилов показывают, что "межличностный ролевой конфликт возникает на основе несоответствия ролевой структуры диады взаимодействия требованиям актуальной ситуации и проявляется в перестройке ролевых взаимоотношений".
А. Донцов, характеризуя функционально-ролевую структуру группы, утверждает, что она "стремится" к соответствию с объективно необходимой в настоящих условиях, но никогда полностью не совпадает с ней. В постоянно возобновляющемся преодолении этого противоречия он видит одну из движущих сил развития предметной активности этой группы, предпосылку адаптации групповой деятельности к изменяющимся условиям ее воспроизводства. Приведение в соответствие существующего уровня предметно-деятельностных связей требуемому сопровождается перестройкой собственно межличностных отношений и системы внутригрупповых ожиданий.
Динамика функционально-ролевой дифференциации, степень ее полноты, адекватность персонификации ролей возможностям и способу действий их исполнителей, мера расхождения с требованиями ситуации закономерно продуцируют некоторую напряженность и, возможно, кон-фликтогенность межличностных связей в коллективе. Кроме того, межличностный конфликт, по какой бы причине он не возник, сопровождается дезинтеграцией системы эмоциональных связей в группе. Это означает, что конфликт в формальной структуре неизбежно вызывает такую же реакцию в структуре неформальных отношений.
Все перечисленные идеи позволяют сделать вывод, что с точки зрения групповой динамики конфликт — это состояние взаимоотношений в группе, характеризующееся их деструкцией и реконструкцией, направленными на создание ролевой структуры, наилучшим образом отвечающей требованиям ситуации (структуре стимула).
Деструкция и реконструкция взаимоотношений сопровождаются нарушением коммуникативных процессов в группе. Именно поэтому говорят о конфликтном взаимодействии как этапе динамики конфликта, характеризующегося внешними действиями, конфликтным противоборством, поскольку в этот период в группе частично нарушаются социальные связи, а общение и взаимодействие усложнены. Соответственно затрудняется и социальная ориентация членов группы, рассогласовываются системы ожиданий ее членов по отношению друг к другу. Изменяется и психическое состояние индивидов, участвующих в конфликте. Вследствие этого возникают и внешние проявления конфликтного поведения, всплески негативных эмоций. Для эффективного управления конфликтами недостаточно стремления к ликвидации этих внешних проявлений. Необходимо воздействовать на коммуникативные процессы, управлять конфликтным общением и конфликтным взаимодействием.
Таким образом, конфликт как адаптационная реакция группы на неспецифическую ситуацию проявляется в перестройке ролевых взаимоотношений. Предпосылкой возникновения конфликта является объективно существующее противоречие, неоднородность ожиданий членов группы по отношению друг к другу. В этом случае прогнозы индивидов относительно действий других членов группы становятся неадекватными. Конфликт возникает тогда, когда поведение партнера по взаимодействию оценивается как несовместимое с ожиданиями индивида. Следовательно, можно говорить об объективном факторе возникновения конфликта — ситуации несовместимых ожиданий и субъективном факторе — восприятии и осознании индивидом несовместимости взаимных ожиданий и действий.
Неоднородность ожиданий членов группы происходит тогда, когда группа оказывается в ситуации, для разрешения которой в ней еще не сформировалась ролевая структура, т. е. в новой или редко встречавшейся ранее ситуации. Иными словами, невыполнение ролевой структурой группы своего функционального предназначения на индивидуальном и групповом уровнях создает объективные и субъективные предпосылки конфликта.
Новизна ситуации определяется следующими элементами ее психологической структуры.
• Задача.Любая задача, стоящая перед группой, конфликтогенна, если она ранее не встречалась или встречалась редко (т. е. для ее решения в группе не сформирована функционально-ролевая структура).
• Ресурсы. Недостаток или избыток временных, информационных, вещественно-энергетических ресурсов определяют условия функционирования группы, в том числе и такие, как опасность, внезапность, неопределенность и т. д.
• Компоненты. Для малой группы это люди, вновь включаемые в систему или исключаемые из нее.
Ведущий элемент (внешний стимул) определяет тип ситуации. В соответствии с особенностями задач, компонентов и ресурсов можно выделить такие ситуации: решения основных задач; решения каждой из неспецифических задач; недостатка каждого вида ресурсов; включения в коллектив новых людей; связанные с личностными характеристиками. Для этих типов ситуаций формируются структуры. Их особенности и общие черты соответственно влияют на возникновение и протекание межличностных конфликтов.
Следует отметить, что существуют конфликтогенные ситуации и существуют роли, более или менее чувствительные к изменению различных психологических элементов этих ситуаций в силу своего функционального предназначения, а следовательно, более или менее конфликтные.
Анализируя неформальные ролевые взаимоотношения и сущность межличностного ролевого конфликта, приходим к выводу, что этот конфликт возникает тогда, когда сложившиеся в группе ролевые взаимоотношения не отвечают требованиям новой ситуации. Это выражается в противоречиях:
• функциональном (противоречие в распределении власти, обязанностей и прав);
• операциональном (противоречие в способах поведения в новой ролевой структуре, определяющих качество коммуникативных процессов, стиль руководства, общения и взаимодействий);
• внутриличностпом (противоречие в ролевом наборе кого-то из членов группы). Осваиваемая человеком новая роль может оказаться несовместимой с ролями, которые он исполнял ранее и продолжает исполнять в других ситуациях.
Динамика развития ролевых взаимоотношений в группе заключается в последовательном формировании ролевых структур для ситуаций жизнедеятельности группы. При возникновении группы (либо изменении ее состава) прежде всего формируются ролевые структуры для реакции на наиболее необходимые, а значит, часто возникающие ситуации, от решения которых зависит выживаемость группы, ее социально-психологические характеристики, например целостность, управляемость и т. д. Пока не произошло распределение ролей в наипростейших ситуациях, возможно возникновение функциональных противоречий и соответствующих им конфликтов по любому, даже незначительному поводу.
Когда первичная адаптация группы завершилась, осваиваются более редкие, но все-таки достаточно обыденные ситуации, связанные с основным предназначением группы. При этом, с одной стороны, обогащаются ролевые взаимоотношения, а с другой — расширяется и уточняется ролевой набор и способы поведения каждого участника группы. Происходит более точное согласование поведения исполнителей различных ролей. В последующем осваиваются новые, уже не типичные, не специфические для данной группы ситуации.
Конфликты представляют собой реакции на редкие, все более неспецифические стимулы. Такой подход согласуется с данными Т. Шибутани о том, что "повторение критических ситуаций приводит к развитию новых способов организации совместной деятельности и часто имеет своим результатом установление специальных ролей".
Ролевые взаимоотношения - только компонент психической жизни группы, более того — это лишь один из типов взаимоотношений. Параллельно и взаимосвязанно развиваются все компоненты. Цельной картины развития группы пока нет, и приходится управлять развитием каждого компонента в отдельности. Следует отметить, что в отличие от некоторых концепций группового развития, концепция ролевого развития достаточно динамична. В ряде концепций предполагается наличие некоторого конечного идеального состояния группы, стадии его развития (например, группа - коллектив), и цель социального управления здесь - довести группу до этой стадии.
В ролевых взаимоотношениях картина развития иная. Здесь тоже можно выделить стадию, когда ролевые структуры для основных ситуаций жизнедеятельности группы уже сформировались. Однако на этом развитие (и управление развитием) не прекращается. Происходит освоение все новых и новых ситуаций, часто разнородных для различных групп. И каждая освоенная ситуация уточняет ролевые структуры, все более обогащает ролевые взаимоотношения и придает группе ролевую (и психологическую в целом) индивидуальность.
Резюмируя сказанное, необходимо подчеркнуть, что ролевые взаимоотношения в группе развиваются дискретно, под влиянием окружающей среды. Каждый цикл развития начинается с нарушения ролевого равновесия под влиянием внешнего стимула и завершается его восстановлением путем спецификации очередного неспецифического стимула и межличностного конфликта.