Представления о конфликте и эволюция понятия

Лекция №1

ТЕМА: Конфликт: понятие и предмет изучения.

План:

1. Представления о конфликте и эволюция понятия.

2. Конфликт как предмет исследования.

3. Конфликт как вид критических ситуаций.

4. Источники, причины и функции конфликтов.

 

Там, где есть человек, всегда есть конфликты, ибо они — постоянный спутник бытия и общественного развития.

Распространенность конфликтов, их роль в общественной жизни при­влекали внимание еще с древних времен.

О конфликте писали древние мудрецы. Античные философы рассмат­ривали конфликты как важнейший и необходимый атрибут обществен­ной жизни и развития. В частности, Гераклит полагал, что именно нега­тивные последствия столкновений и войн заставляют людей искать мира и стремиться к нему. Более того, он настаивал на том, что не только люди, но и боги, и весь космос существуют в противоречиях и борьбе, являют­ся источником появления нового в мире.

Конфликт—это и "пережиток варварской эпохи" (так его рассматри­вали в эпоху Возрождения гуманисты Т. Мор, Э. Роттердамский, Ф. Бэ­кон и др.), и одновременно "естественное состояние войны всех против всех", по И. Канту (XVIII в.), и, еще более определенно, "позитивное явление в развитии общества", по Г. Гегелю (начало XIX в.). Являясь сто­ронником сильной государственной власти, Г. Гегель выступал против различных смут и беспорядков в обществе, расшатывающих государ­ственное единство.

В течение всей истории развития общественной и научной мысли, особенно начиная с конца XIX — середины XX в., конфликты (напри­мер, у социальных дарвинистов У. Самнера, Л. Гумпловича, социологов Г. Зиммеля, Э. Бэрджесса, Р. Парка, А. Смолла) как важнейший источник социальных перемен занимают одно из центральных мест среди типов социального взаимодействия (соревнование, конфликт, приспособление и ассимиляция), нуждающихся в трансформации и преобразовании. Марксизм также активно рассматривал социальные конфликты на всех уровнях общественного развития как важнейшие и неизбежные явления жизни.

Особое внимание к исследованиям в области изучения конфликтов наметилось во второй половине XX в., в основном в работах виднейших зарубежных социологов Т. Парсонса, Э. Мэйо, Л. Козера, Р. Дарендорфа, А. Гоулднера, психологов и специалистов по управлению Дж. Г. Скотта, Р. Фишера, У. Юри и др.

Учитывая основополагающий характер отражения знаний о категори­ях и базовых понятиях, проведем краткий экскурс в историю становле­ния термина, а в дальнейшем—и понятия "конфликт", прочно утвердив­шегося во второй половине XX в.

Слово "конфликт" (от лат. conflictus) в переводе буквально означает "столкновение". В русском языке оно употребляется с XIX в. Однако в Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля его еще нет. Лишь в первой трети XX в. термин "конфликт" появляется в Энциклопе­дическом словаре Русского библиографического института "ГРАНТ" (1928-1934 гг.) с таким толкованием: "Конфликт—столкновение, спор, в частности, разногласие между правительствами и народными предста­вителями".

В Малой Советской энциклопедии (1929г.) понятие "конфликт" пер­воначально определялось как столкновение интересов, чувств, взглядов, однако по мере переизданий уточнялось и расширялось.

В первом издании Большой Советской Энциклопедии — БСЭ (1937г.) этого термина нет. Второе и третье издания БСЭ определяют конфликт как "столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, влекущий за собой более сложные формы борьбы".

Философская энциклопедия (1964г.) рассматривает конфликт как "предельный случай обострения противоречия".

В Украинской Советской Энциклопедии (1977г.) термин "конфликт" определяется как столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезных противоречий, т. е. понимание конфликта не претерпевает су­щественных изменений по сравнению с уже изложенными. В целом же такой подход приводит к ограниченному пониманию природы и сущно­сти конфликта, поскольку акцент в основном делается на борьбу проти­воположных сил (сторон).

В специальных изданиях последних лет понятие "конфликт" суще­ственно уточняется. Например, в Политологическом словаре (1995г.), где, на наш взгляд, дано наиболее полное и всеобъемлющее определение, конфликт рассматривается как столкновение двух или более разнонап­равленных сил с целью реализации их интересов в условиях противо­действия.

В психологической справочной литературе к определению конфлик­та подходят с различных сторон.

В Кратком словаре системы психологических понятий (1981г.) кон­фликт трактуется как "вид общения, в основе которого лежат различно­го рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные и в различной мере осознанные противоречия в целях общающихся лич­ностей при попытках их разрешения на фоне эмоциональных состоя­ний". Здесь же выделяется понятие "внутренний конфликт" как "тяжело переживаемое психическое состояние, вызванное амбивалентностью чувств или затянувшейся борьбой мотивов".

В Психологическом словаре-справочнике руководителя (1982г.) кон­фликт отождествляется с конфликтной ситуацией, которая объясняется как "столкновение различных социально-психологических установок (оценок, взглядов, мнений)".

Психологический словарь (1983г.) рассматривает конфликт как "трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональны­ми переживаниями".

В словаре "Психология" (1990г.) конфликт трактуется как "столкно­вение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мне-

ний или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия"; здесь же выделено понятие "конфликт продуктивный (конструктивный)".

В словарях по специализированным отраслям психологии рассматри­ваются адекватные разновидности конфликтов: "социальный конфликт", "художественный конфликт", "противоречие", "противостояние", "про­тивоборство", "столкновение", "стычка" и т. п.

Анализ научной литературы показывает, что в ней не только отсут­ствует единство понимания термина "конфликт", но и наличествуют раз­личные уровни его применения:

• на уровне обыденного осмысления под конфликтом понимают ссору, спор;

• на семантическом уровне конфликт трактуется как столкновение, разногласия, коллизия;

• на конвенциональном уровне термин определяется в соответствии с предметом исследования.

Обобщая изложенное, можно отметить, что общепринятого определе­ния термина "конфликт" пока еще нет. Исходя из этого попытаемся оп­ределить основные различия в дефинициях, которые могли бы стать предметом обсуждения и были бы учтены в дальнейшем в понятии "кон­фликт" и понимании его сущности.

Представленный в определениях характер направленности сил, на основе которых может возникать конфликт, является предметом конф­ликта между субъектами или сторонами конфликта. Понятие "разнонаправленность" шире понятия "противоположность направленности". С учетом этого снимаются ограничения в понимании проблемы в данной плоскости и некоторая ее абсолютизация. Вместе с тем устраняется и элемент антагонизма.

Кроме того, в определение конфликта обязательно должно быть включено общее для субъектов или сторон конфликта поле взаимодей­ствия. Иначе разнонаправленность сил не будет достаточным условием для возникновения взаимодействия сторон.

И наконец, следует уточнить, что такое сторона конфликта. Учи­тывая, что субъектом взаимодействия является индивид или группа как источник познания и преобразования действительности и как носитель активности, предпочтительнее использовать понятие "сторона взаимо­действия" или "сторона конфликта".

Таким образом, конфликт можно трактовать как столкновение разнонаправленных сил (ценностей, интересов, взглядов, целей, позиций) субъектов - сторон взаимодействия.