Представления о конфликте и эволюция понятия
Лекция №1
ТЕМА: Конфликт: понятие и предмет изучения.
План:
1. Представления о конфликте и эволюция понятия.
2. Конфликт как предмет исследования.
3. Конфликт как вид критических ситуаций.
4. Источники, причины и функции конфликтов.
Там, где есть человек, всегда есть конфликты, ибо они — постоянный спутник бытия и общественного развития.
Распространенность конфликтов, их роль в общественной жизни привлекали внимание еще с древних времен.
О конфликте писали древние мудрецы. Античные философы рассматривали конфликты как важнейший и необходимый атрибут общественной жизни и развития. В частности, Гераклит полагал, что именно негативные последствия столкновений и войн заставляют людей искать мира и стремиться к нему. Более того, он настаивал на том, что не только люди, но и боги, и весь космос существуют в противоречиях и борьбе, являются источником появления нового в мире.
Конфликт—это и "пережиток варварской эпохи" (так его рассматривали в эпоху Возрождения гуманисты Т. Мор, Э. Роттердамский, Ф. Бэкон и др.), и одновременно "естественное состояние войны всех против всех", по И. Канту (XVIII в.), и, еще более определенно, "позитивное явление в развитии общества", по Г. Гегелю (начало XIX в.). Являясь сторонником сильной государственной власти, Г. Гегель выступал против различных смут и беспорядков в обществе, расшатывающих государственное единство.
В течение всей истории развития общественной и научной мысли, особенно начиная с конца XIX — середины XX в., конфликты (например, у социальных дарвинистов У. Самнера, Л. Гумпловича, социологов Г. Зиммеля, Э. Бэрджесса, Р. Парка, А. Смолла) как важнейший источник социальных перемен занимают одно из центральных мест среди типов социального взаимодействия (соревнование, конфликт, приспособление и ассимиляция), нуждающихся в трансформации и преобразовании. Марксизм также активно рассматривал социальные конфликты на всех уровнях общественного развития как важнейшие и неизбежные явления жизни.
Особое внимание к исследованиям в области изучения конфликтов наметилось во второй половине XX в., в основном в работах виднейших зарубежных социологов Т. Парсонса, Э. Мэйо, Л. Козера, Р. Дарендорфа, А. Гоулднера, психологов и специалистов по управлению Дж. Г. Скотта, Р. Фишера, У. Юри и др.
Учитывая основополагающий характер отражения знаний о категориях и базовых понятиях, проведем краткий экскурс в историю становления термина, а в дальнейшем—и понятия "конфликт", прочно утвердившегося во второй половине XX в.
Слово "конфликт" (от лат. conflictus) в переводе буквально означает "столкновение". В русском языке оно употребляется с XIX в. Однако в Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля его еще нет. Лишь в первой трети XX в. термин "конфликт" появляется в Энциклопедическом словаре Русского библиографического института "ГРАНТ" (1928-1934 гг.) с таким толкованием: "Конфликт—столкновение, спор, в частности, разногласие между правительствами и народными представителями".
В Малой Советской энциклопедии (1929г.) понятие "конфликт" первоначально определялось как столкновение интересов, чувств, взглядов, однако по мере переизданий уточнялось и расширялось.
В первом издании Большой Советской Энциклопедии — БСЭ (1937г.) этого термина нет. Второе и третье издания БСЭ определяют конфликт как "столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, влекущий за собой более сложные формы борьбы".
Философская энциклопедия (1964г.) рассматривает конфликт как "предельный случай обострения противоречия".
В Украинской Советской Энциклопедии (1977г.) термин "конфликт" определяется как столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезных противоречий, т. е. понимание конфликта не претерпевает существенных изменений по сравнению с уже изложенными. В целом же такой подход приводит к ограниченному пониманию природы и сущности конфликта, поскольку акцент в основном делается на борьбу противоположных сил (сторон).
В специальных изданиях последних лет понятие "конфликт" существенно уточняется. Например, в Политологическом словаре (1995г.), где, на наш взгляд, дано наиболее полное и всеобъемлющее определение, конфликт рассматривается как столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.
В психологической справочной литературе к определению конфликта подходят с различных сторон.
В Кратком словаре системы психологических понятий (1981г.) конфликт трактуется как "вид общения, в основе которого лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные и в различной мере осознанные противоречия в целях общающихся личностей при попытках их разрешения на фоне эмоциональных состояний". Здесь же выделяется понятие "внутренний конфликт" как "тяжело переживаемое психическое состояние, вызванное амбивалентностью чувств или затянувшейся борьбой мотивов".
В Психологическом словаре-справочнике руководителя (1982г.) конфликт отождествляется с конфликтной ситуацией, которая объясняется как "столкновение различных социально-психологических установок (оценок, взглядов, мнений)".
Психологический словарь (1983г.) рассматривает конфликт как "трудноразрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями".
В словаре "Психология" (1990г.) конфликт трактуется как "столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мне-
ний или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия"; здесь же выделено понятие "конфликт продуктивный (конструктивный)".
В словарях по специализированным отраслям психологии рассматриваются адекватные разновидности конфликтов: "социальный конфликт", "художественный конфликт", "противоречие", "противостояние", "противоборство", "столкновение", "стычка" и т. п.
Анализ научной литературы показывает, что в ней не только отсутствует единство понимания термина "конфликт", но и наличествуют различные уровни его применения:
• на уровне обыденного осмысления под конфликтом понимают ссору, спор;
• на семантическом уровне конфликт трактуется как столкновение, разногласия, коллизия;
• на конвенциональном уровне термин определяется в соответствии с предметом исследования.
Обобщая изложенное, можно отметить, что общепринятого определения термина "конфликт" пока еще нет. Исходя из этого попытаемся определить основные различия в дефинициях, которые могли бы стать предметом обсуждения и были бы учтены в дальнейшем в понятии "конфликт" и понимании его сущности.
Представленный в определениях характер направленности сил, на основе которых может возникать конфликт, является предметом конфликта между субъектами или сторонами конфликта. Понятие "разнонаправленность" шире понятия "противоположность направленности". С учетом этого снимаются ограничения в понимании проблемы в данной плоскости и некоторая ее абсолютизация. Вместе с тем устраняется и элемент антагонизма.
Кроме того, в определение конфликта обязательно должно быть включено общее для субъектов или сторон конфликта поле взаимодействия. Иначе разнонаправленность сил не будет достаточным условием для возникновения взаимодействия сторон.
И наконец, следует уточнить, что такое сторона конфликта. Учитывая, что субъектом взаимодействия является индивид или группа как источник познания и преобразования действительности и как носитель активности, предпочтительнее использовать понятие "сторона взаимодействия" или "сторона конфликта".
Таким образом, конфликт можно трактовать как столкновение разнонаправленных сил (ценностей, интересов, взглядов, целей, позиций) субъектов - сторон взаимодействия.