Почему люди так много смотрят мультфильмы и читают комиксы?

Когда спрашиваешь подростков, за что они любят комиксы и мультфильмы, в ответ слышишь:

«На них здорово расслабляешься» – или: «Тут точно знаешь, что все не всерьез, а все-таки увлекаешься и отдыхаешь». Что-то подобное. На самом деле причины подобных предпочтений лежат глубже. Создатели этой продукции более или менее осознанно ищут ответы на основополагающие вопросы, связанные с развитием.

Если присмотреться к развитию сюжета и содержанию мультфильмов и соответствующих комиксов, то на переднем плане здесь выделяются три момента.

Изображение тайных желаний, фантазий и страхов, тоска по самопознанию: склонность к жестокости, готовность к насмешке, цинизм всех мастей. Герои, которые преследуют друг друга, обманывают, уничтожают, нападают или любят, помогают один другому, — это, как правило, звероподобные существа вроде Альфа, кролика Багса Банни, мышки и слона, кошки и собаки, собак и кур и проч. Складывается впечатление, будто здесь изображается еще не очеловеченная и не поднятая на уровень сознания инстинктивная натура человека, причем изображается в карикатурном виде. Кроме того, здесь как бы инстинктивно ищут того, что в психологии называется феноменом двойника, — встречи с более низменной самостью.

Отображение реальности, которая не соответствует реальности органов чувств: ни движения, ни речь, ни цвет, ни пропорции изображений не соответствуют действительности, которая явлена органам чувств, не говоря уже о том, что главные герои большей частью родом не земляне, а попадают на Землю с какой-нибудь известной или неизвестной планеты. Здесь словно пробивается бессознательное стремление человека перешагнуть порог духовного мира и покинуть мир чувственный, однако оно приобретает карикатурный вид, чтобы хоть таким образом привлечь внимание людей к этому иному измерению бытия.

d) Задачи воспитания в пубертетном возрасте. Кристоф Вихерт

Вальдорфская школа еще в 1919 дала миру импульс совместного образования. Этот факт малоизвестен и о нем часто забывают, поскольку сегодня для нас это является чем-то самоочевидным. То, что мальчики и девочки вместе занимаются спортом, вместе учатся плавать, фехтовать – все это сегодня кажется нам вполне естественным.

Но вальдорфские школы действуют в этой области и в обратном направлении: мальчики учатся вязать, шить себе рубашки, а в старших классах их можно увидеть в (не используемых сильным полом) одеяниях с шалями на сцене вместе с девушками во время эвритмического представления. В общественную систему образования постепенно было включено многое из репертуара вальдорфских школ: преподавание блоками, иностранные языки в начальной школе, увеличение значимости искусства и художественного элемента в школе, годовые работы, практика и т.д. Но до сих пор не было скопировано включение традиционно женских областей в мужскую сферу деятельности. Этот шаг сложно понять.

Совместное обучение в вальдорфской школе означает не только то, что «девочки участвуют в том, что делают мальчики», но и наоборот – «мальчики участвуют в том, что делают девочки». Может ли быть так, что этот подход связан с тем, что разница полов стала слишком сильной? Противоположности стали чересчур разительными? Вместо дополнения возникает пропасть, вместо единства полярностей – непреодолимые противоречия? Является ли это развитием, достойным человека? Если посмотреть на тот факт, что 8 из 10 правонарушений совершаются юношами или мужчинами, то можно увидеть, что совместное образование еще не достигло удовлетворительных результатов.

Я осмелюсь утверждать, что вся система образования несмотря на всеобщее совместное обучение до сих пор остается односторонне ориентированной на мужчин. Школьники и школьницы на протяжении обучения в школе сталкиваются с мужской жесткостью и агрессивностью: при описании явлений они очень часто пользуются такими «мужскими» сленговыми словами как «мясо», «круто», «жестко», «прикольно», «торчу», «вставляет». Школа добавляет к этому преподавание, построенное только на достижении конечного результата, тесты, контрольные, среду, ориентированную на обучение, учебные планы с заранее предопределенными целями, которых нужно достичь, короче говоря, школа является цитаделью рационализма и эффективности, которые поставлены на службу планирующему и рассчитывающему мужскому духу. Тому, кто этого не любит, приходится туго, поскольку здесь царит чисто мужское мышление.

В невозможности реформировать систему образования можно пережить ту холодность, которая царит в жестких структурах. А то, что все же меняется, меняется именно в том направлении, которого следует избегать: речь идет не об укреплении существующего порядка вещей, не об увеличении контроля, не об обеспечении достижения предписанного уровня, т.е. не о надзоре, а о том, чтобы противодействовать всем этим вещам и учиться ориентироваться на ребенка, на его сильные и слабые стороны.

Чем холодней климат, тем более резкими и сильными должны быть движения, способствующие согреванию, выравнивающие холод. Это резкое выравнивание воздействий образовательной бюрократии, не обращающей внимания на человека, по моему мнению, происходит разными способами. Насилие – это один из способов, правый экстремизм – другой. Правый экстремизм также является продуктом царящих образовательных привычек, результатом методики отбора, которая сама имеет свои корни в фашизме. Третий способ – это использование свободного времени, уход в абсолютные крайности: человек полностью теряет себя, с головой погружаясь в вечеринку или дискотеку, или же человек становится компьютерным зомби, подключенным к LAN–сети. Доминирующая мужская культурная форма. Попробуйте найти девушку на LAN–вечеринке! Единственное, что связывает эти крайности — это алкоголь. Декорации освещаются вездесущей экономической жизнью, которая абсолютно точно «интуитивно чувствует», что нужно молодежи.

Можно с величайшим изумлением констатировать чудо, которое заключается в том, что дети и подростки по-видимому как-то умудряются при всем при этом оставаться нормальными. Или это только так кажется? Или мы теряем способность определять эту норму!

В подобном внешнем и внутреннем окружении подростки достигают зрелости, которая позволяет им в свою очередь заводить детей. Рудольф Штайнер говорит о земной зрелости, указывая тем самым, что здесь речь идет о чем-то большем, чем лишь о репродуктивных способностях. Он описывает земную зрелость как возникающую возможность истинной, т.е. полностью независимой и автономной любви к миру безо всякого указания или обуславливания извне. По мнению Рудольфа Штайнера способность к половой любви является частью общей способности любить весь мир. Для того, чтобы эта способность любить здоровым образом развилась, нужно с помощью воспитания так подвести подростков к миру, чтобы их основной интерес был направлен на мир, а не на самих себя. Необходимо избегать чрезмерной фиксированности подростков на себе во время пубертата. Если же она будет преобладать у подростка, тогда (считал Штайнер) это приведет его к жажде власти и эротике. Девушка же напротив, закроется по отношению к миру и останется погруженной в саму себя.

Согласно концепции Штайнера, возникшей в 20–е годы прошлого века, основной задачей воспитания во время пубертата является забота о правильном балансе внешнего и внутреннего: «открытости по отношению к миру» и «ориентированности на себя». Мостом между этими двумя крайностями он считал воодушевление и живой интерес к учебному материалу. Благодаря настроенности на обучение внутренний и внешний мир приходят в равновесие. В 20–е годы прошлого века о пубертате говорили как о том, на что нужно обращать внимание, а не как о проблемной области. Поэтому два доклада, которые посвящены этой теме, называются «Вопросы воспитания в возрасте созревания», а не «Проблемы воспитания в возрасте созревания». Сегодня приобретение земной зрелости часто (но не всегда) связано с проблемами, с которыми школьникам приходится справляться. При этом важную роль играет школа.

Чем сегодня нам может помочь подход Штайнера? Какова значимость внутреннего и внешнего в пубертате? Что означает «способность любить мир»? Восприятие детей начинает меняться. 12–летний смотрит на мир с общим, почти объективным интересом, мир пробуждает его любопытство, но при этом не затрагивает его чувствующую, переживающую душу. Это видно по хобби. Ребенок–филателист совершенно погружен в свое дело. Он обладает потрясающими знаниями о деталях и способен высказывать обоснованные суждения о редкости и ценности какой-то марки. Что-то в его душе побудило его к тому, чтобы заняться этим хобби, но в большинстве случаев он сам не знает что. Он знает, что ему хочется этим заниматься и это занятие наполняет его, вот и все, что он знает о себе. Но внешний наблюдатель, который взглянет на него, заметит следующее: он еще не полностью присутствует, что-то остается вовне. Это похоже на предварительное упражнение. Душа выискивает отдельные предметы для того, чтобы целомудренно объединиться с ними в четко предписанных рамках, но при этом задействуя особые умения и знания. У девочек эта первое открытие себя миру можно наблюдать в частности на примере безумного увлечения лошадьми и верховой ездой. Они для пробы вживаются в небольшую обозримую область мира, но при этом со всей доступной им интенсивностью. И все же они не полностью присутствуют в этом, он смотрят на себя со стороны. И удивительно, как это увлечение после нескольких лет сходит на нет, о нем не сожалеют, пыл и энтузиазм исчезают, и остается только легкая внутренняя улыбка, когда они вспоминают об этом.

Совсем по-другому обстоит дело с находящимися в периоде полового созревания подростками. Исчезает не только разделенность с предметом, подросток не работает и не переживает ничего, кроме того, чего он хочет с почти бешеным неистовством. И это касается всего: домашнего задания, заданного занудным или «классным» учителем, дружбы и переживания пробуждающейся сексуальности. Эротика и стыд приобретают новое, животрепещущее значение. Диапазон переживаний стремительно увеличивается. Душа проходит через пугающие глубины и головокружительные высоты. Наполненные задором и при этом чрезвычайно чувствительные и ранимые подростки торопятся от одного переживания к другому. Их окружение более или менее интенсивно (в зависимости от темперамента подростка) сопереживает тому, что происходит с подростком. Подросток должен научиться ориентироваться в своем внутреннем мире, который ставит перед ним двойную задачу: найти свои идеалы, любовь и преданность, и как следствие этого найти самого себя, с другой стороны в душе также происходит взаимодействие с силами эроса и сексуальности. Раньше это взаимодействие было скорее внутренним, не общественным. Теперь это начинает проявляться вовне, буквально крича в лицо всем прохожим: человеческое бытие состоит из преклонения перед сексом. Здесь также возникает вопрос о переносимости и соотношении двух этих аспектов по отношению друг к другу. Для многих это соотношение представляет собой неразрешимую дилемму.

Штайнер однажды охарактеризовал это следующим образом. Он говорит об отношении головы к телу, о том, что это отношение изначально было другим, и затем он продолжает: в связи с этим произошло нечто странное,...случилось так, что человек именно в тех органах, которые обычно человек называет органами своей низшей природы, является подобием богов. Но это подобие богов (человек на Земле) искажено. То, что в человеке является высшим, то, что должно было бы быть духовным с космической точки зрения, именно это превратилось в его низшую природу. Пожалуйста, не забывайте, что в этом заключается важная тайна человеческой природы. То, что теперь в человеке представляет собой его низшую природу, является низшим из-за воздействия Люцифера; на самом деле этому предназначалось быть высшей природой. Это наиболее противоречивый аспект сущности человека. Это то, благодаря чему можно разрешить множество загадок мира и жизни, если понять это правильным образом. Давайте попробуем понять это правильным образом. Можно ли воспользоваться этой мыслью в качестве основы для создания настроения, которое будет определять поведение человека как учителя? Можем ли мы пережить, что наиболее святое и наиболее низменное тесно связаны другие другом, даже в нашей собственной жизни, и что воспитание здесь в прямом смысле прежде всего означает исполненное такта поведение по отношению к подросткам? Знакомы ли мы с тактом как со средством воспитания подростков?

Готовы ли мы подумать о том, как мы сами связаны с этим вопросом, и как мы были связаны с ним в подростковом возрасте?

Может ли это помочь при общении с подростками? Благодаря этому не только возникает необходимое уважение в отношении проявлений этого возраста, у человека появляется сила и искренность, благодаря которым встреча с молодыми друзьями не происходит исключительно с позиций неприязненных указаний и наставлений. Нам нужно использовать не только стратегии профилактики, избегания и противодействия, но и стратегии сопровождения. Возможно, мы узнаем что-то из своей собственной молодости?

В одном летнем лагере для подростков, организованным христианской общиной, родителям показалось странным, насколько свободно обращались друг с другом юноши и девушки. Когда они в связи с этим обратились к главному пастору, он ответил им весьма кратко: если да, то лучше здесь, чем невесть где. Мудрое высказывание. Те, кого это касается, и их окружение переживают это как мировой процесс в малом, с которым знаком и через который прошел каждый из нас. «Понимание» стало весьма затасканным словом. Может быть этих «страдающих» подростков лучше просто любить? Незаметно, но тем более интенсивно, в духе штайнеровского девиза, в котором говориться, что учитель отличается от других людей тем, что он способен больше любить?

Возникает такое впечатление, что со стороны педагогов (т.е. как учителей, так и родителей) фаза пубертата часто сопровождается эмоцией страха. А страх всегда был плохим советчиком. И как часто боязливая беспомощность ведет к неправильным действиям.

Если школе, родителям и учителям удастся сделать так, чтобы подростки были связаны с учебным материалом своими намерениями, целями, тогда в большинстве случаев этого оказывается достаточно, чтобы пройти через этот период. Создание у учеников целенаправленной внутренней связи с учебным материалом является наиболее высоким требованием, которое может быть предъявлено учителю, особенно по отношению к периоду, о котором существует расхожее мнение, состоящее в том, что в старших классах необходим деловой, разумный подход, поскольку теперь школьники способны формировать суждения. Но на самом деле все обстоит с точностью до наоборот. В преподавании подросткам нужна не целесообразнссть и объективность, а напряженнейшая борьба за интересы школьников. Каждый учитель знает, что именно в это время все идет кувырком.

Рудольф Штайнер в связи с этим дает совет в последнем докладе «Общего учения о человеке», когда он говорит о том, что именно в возрасте между 12 и 15 годами все в высшей степени зависит от фантазии учителя, от его умения задействовать фантазию. Именно в этом возрасте! Мы можем добавить, что обращение с подростками в этом возрасте должно быть пронизано юмором, изобретательностью, присутствием духа, свободой и отсутствием страха. На школьников в этом возрасте нужно смотреть как на развивающихся людей, а не как на производителей результатов и достижений. В 5–ом или 6–ом классе это еще можно себе позволить, поскольку там достижение результатов еще свободно от фиксированной не себе души.

Десятиклассник (несмотря на запрет) курил в школе. Он понесет стандартное наказание, или же учитель соберется с мыслями, придет в себя и придумает что-то остроумное? Подобные банальные ситуации в некоторых случаях являются определяющими для всей дальнейшей судьбы школьника. Стандартное наказание говорит: ты на самом деле являешься не нашим учеником, а субъектом, который нуждается в корректировке поведения. А учитель, который придумает что-то необычное, например, обяжет школьника представить ботанически точное описание растения табака в виде упражнения для тренировки речи, обращается с развивающимся человеком на уровне жеста становления. Подобное «наказание» человек может вспоминать всю свою жизнь с тихой радостью. Стандартное наказание человек стремится забыть как можно скорее: оно по своей сути отражает неприятие и непонимание человека.

Следует отметить еще один факт, указывающий на еще одну важную область развития учителя. В важных докладах, посвященных этой теме из книги «Познание человека и учебный процесс» Рудольф Штайнер с величайшей чуткостью описывает, что подростки в этом возрасте внешне показывают нечто совершенно иное, чем то, что на самом деле есть у них внутри. И возникает вопрос, как я – учитель буду реагировать на подростка во время встречи с ним? Буду ли я концентрироваться только на видимой, внешней, фактической стороне или же я попытаюсь сконцентрироваться на существующем, но не проявленном!

Я должен взять за правило всегда задавать себе вопрос: Как это выглядит внутри»? Не являются ли эти непереносимо громкие, грубые и вызывающие манеры свидетельством внутренней неуверенности или даже просьбой о встрече, взаимодействии?

Одна невыносимая девушка–подросток избрала учительницу английского языка в качестве мишени для своих нападок во время занятий. Но поскольку учительница девушки знала ее внутреннюю сущность, она постоянно сглаживала острые углы и не давала конфликту разгореться. Когда же в один прекрасный день у учительницы лопнуло терпение, девушка смертельно обиделась и сказала: «Но ты же знаешь, какая я на самом деле».

В отношении несоответствия между внешним и внутренним нужно быть особенно чутким в отношении юношей. Их шумливость является выражением большой внутренней неуверенности, ведь у развивающегося мужчины Я гораздо позже связывается с астральным телом. Из-за этого они на протяжении долгого времени остаются без руля и без ветрил. Но именно вследствие этого факта их душевные переживания представляют собой часто совершенно точную противоположность тому, что они показывают и предъявляют миру.

С пубертирующими девушками все обстоит наоборот, их Я легко и преждевременно связывается с астральным телом, благодаря чему они демонстрируют зрелость и способность к суждениям, которая может быть весьма язвительной и острой. Они могут скорее чем юноши показаться чем-то большим, чем они являются на самом деле. Демонстрируется сила, которая может ослепить и которая иногда является ослепительной. Но эта уверенность, если ее необходимо будет задействовать, тоже может на самом деле оказаться иллюзорной.

Этот базовый характер развития человека может проявляться менее выраженным образом из-за влияний цивилизации. Это означает, что перед нами стоит двойная задача: не только не поверить иллюзиям, которые создаются подростками, не только правильно понять и истолковать их, но и проникнуть за покров цивилизации для того, чтобы произошла встреча с настоящими школьниками. Это довольно сложная задача. Но тот, кто любит своих школьников, способен и на большее.

И это снова возвращает нас к самому принципиальному вопросу педагогики в период пубертата: Можем ли мы любить этих подростков! Можем ли мы дать им свою целомудренную, сдержанную, но тем более действенную человеческую любовь? И все отвечают: да, конечно. Но практика показывает нечто совершенно другое.

Эту способность невозможно навязать. Если, например, вспомнить себя в начальной школе и вспомнить учителей, тогда, прежде всего, вспоминается, была ли учительница милой или нет. Ее компетентность или же искренность не оставили никакого впечатления в нас. Если же попытаться вспомнить своих учителей в старших классах, возникает совершенно другой образ. Умения и их сочетание с цельностью и искренностью – вот то, что запечатлелось в памяти. То, как учитель или учительница обращалась с учебным материалом, как она воздействовала на нас с помощью материала, насколько ей удалось вдохновить нас – запомнилось именно это. И это повлияло на наше отношение к учителю. Опыт у всех людей схожий. Были учителя, на уроках у которых можно было дать себе волю, что-то учинить. Было весело, но не было уважения. Но были и такие учителя, в отношении которых возникало чувство, что можно обсудить суть дела и говорить о том, что важно, поскольку эти учителя были настоящими, искренними. У этих учителей личность полностью гармонировала с предметом, который они преподавали. А это воздействует целительно; это вызывает доверие.

Есть встречи, которые дают важный опыт, внутреннюю силу и опору пубертирующим подросткам. Не случайно, что выбор того или иного направления деятельности после школы часто связан с подобными встречами с предметом, которые произошли благодаря «любимому» учителю. Но это связано не только лишь со способностью любить. Такое педагогическое воздействие достигается тогда, когда учитель помимо этого действительно приобрел внутреннюю цельность и искренность, которые присутствуют в его жизни. А это качества Я.

Здесь действует основной педагогический закон: то, что исходит от учителя, воздействует на нижеследующий член существа учеников. Поэтому встреча, разжигающая в душе подростка огонь энтузиазма, может произойти только благодаря силе Я учителя.

Если учитель будет стремиться к тому, чтобы действовать, исходя из этих представлений, тогда нам не нужны никакие правила внутреннего распорядка для старшей школы, которые предписывают подросткам их поведение и снимают всяческую ответственность с учителей.

Если подобные формы самовоспитания учителя будут хотя бы частично реализованы, тогда подростки тоже найдут способ обсудить со своими учителями то, что необходимо обсудить тем, кто находится в потоке становления взрослым человеком.

Возможно, у нас еще есть шанс с помощью глубокого воспитания, пронизанного действенным познанием человека, сообщить подросткам все, что связано с сексуальным пробуждением, в правильный момент времени. В одном я точно уверен: это требует еще большего искусства воспитания.

е) Вопросы, связанные с сексуальностью и половым воспитанием. Михаэла Глёклер

Хотя половое воспитание происходит в обыденной жизни и пронизывает весь учебный план вальдорфской школы в целом, все же опыт показывает, что несмотря на или же наоборот в связи с вездесущим характером сексуальных тем замалчивание и недостаточное освещение этих вопросов и ситуаций является насущной проблемой. Поэтому здесь мы постараемся ответить на наиболее часто задаваемые вопросы.

В детских садах дети подражают в своих играх тому, что они увидели дома, включая так называемую игру в доктора. В этом случае важно обращать внимание на происходящее, и если будут замечены какие-то странности, необходимо обратиться к специалистам (детскому врачу и социальному работнику).

В первом классе детям рассказывают сказки. В зависимости от ситуации в классе или домашней обстановки в сказку можно включить что-то очень конкретное, что может помочь ребенку получить ответ на часто неосознанный вопрос.

Во втором классе легенды о святых предоставляют большой материал, показывая, что человек, который провел свою жизнь «с вином и распутными женщинами», или же вел в юности «беспутную жизнь», тем не менее, как Франциск Ассизский, может стать святым. В рассказ о его жизни до того, как он стал святым, может быть включено многое из того, что тот или иной ребенок был вынужден пережить дома, и таким образом достигается объективация и привносится позитивный аспект.

В третьем классе в рамках обсуждения Ветхого Завета, сотворение человека и разница полов, образы Адама, Евы и змея могут быть представлены более или менее подробно. Когда родители этого возраста (3–4 класс) спрашивают родителей о своем происхождении, они на самом деле хотят не биологических объяснений, но хотят знать, действительно ли они являются детьми своих родителей. Ведь в этом возрасте дети впервые (в человековедении Штайнера это называется переживанием Рубикона) переживают то, что они являются индивидуальностями, а не просто частью семьи или жизни, в которой они до сих пор чувствовали себя как рыба в воде. Вдруг возникает ощущение собственной непохожести на других, которое приводит ребенка к выводу о том, что он пришел из какого-то «другого места», или же является приемным ребенком. С одной стороны ребенок хочет услышать, что он действительно «наш» ребенок, с другой стороны они испытают огромное моральное удовлетворение, если взрослый вдруг скажет: дитя мое, теперь настало время сказать тебе правду...

После этих более социально и духовно ориентированных объяснений в 5, 6 и 7 классах следует тематика более душевной и межчеловеческой направленности в форме греческой мифологии, где свадьбы богов и богинь друг с другом, богинь и героев и людей играют центральную роль в их связи с войнами и заключениями мира. Тематически представляется и обсуждается все, что эмоционально может происходить между мужчиной и женщиной.

Затем следует эпоха раннего исторического развития, эпоха первых народов, в которую можно включать часто столь характерные народные песни и танцы с их мужским и женским компонентом.

В 8, 9, 10 и 11 классе эпохи биологии предоставляют пространство для полового воспитания, причем учение о клетках и о эмбриональном развитии является материалом 11 класса, за которым следует эволюция видов, включая рождение и развитие ребенка первых трех лет жизни. Одновременно с этим проводятся родительские собрания, где родителям предлагают обсудить с детьми биологически–технические вопросы дома, а если такой возможности нет, эту обязанность с ведома родителей берет на себя школьный врач. Когда говорят, что в бальдорфских школах подростки беременеют чаще, чем где бы то ни было, это в любом случае связано не с учебным планом и рассмотрением в нем этой тематики, а с недостаточным контактом между родителями и детьми дома, а также с тем фактом, что родители из вальдорфской среды часто высказываются против абортов и поступают соответственно. К этому добавляется то, что подростки сегодня как правило совершенно точно знают, что они делают. Да, следствием «сексуализации» нашего общества, является то, что эта тематика так рано начинает преобладать в разговорах школьников, что символом статуса становится принятие противозачаточных средств или же бравирование риском забеременеть. В связи с этой ситуацией интересно, что вальдорфский учебный план как раз в начальных классах освещает духовные и социальные аспекты мужского и женского начала и подчеркивает значение человека в его индивидуальном развитии, независимо от его половой принадлежности. К этому добавляется то, что интенсивная художественная деятельность и вовлечение ребенка в многосторонние интересные аспекты жизни способствуют тому, что сознание детей и подростков не фиксируется преждевременно на сексуальной области, и не замыкается на ней.

Сегодняшняя точка зрения заключается в том, что девушка от своей мамы или от доверенного лица должна узнать «практические аспекты» до того, как в возрасте около 11,5 лет у нее наступит первая менструация. При этом важно, чтобы она радовалась этому событию – становлению женщиной, то же самое справедливо в отношении сына и папы год спустя. Пубертат приносит с собой рост требований к подросткам, поскольку физическое созревание происходит все раньше и раньше. Так в 1860 году первая менструация как правило наступала в возрасте 16,5 лет, в 1920 году в 14,5 лет, и ожидается что в 2010 году она будет происходить в 10,5 лет. Так же возраст при совершении первого полового сношения отчетливо снизился. 50% девушек совершают его к 15–летнему возрасту, а число абортов у девушек моложе 18 лет с 1996 по 2002 год увеличилось на 75% – и это при общей тенденции к уменьшению количества абортов. По этой причине в Германии, например, без рецепта можно купить в аптеке «таблетку после этого». Поэтому необходимо обсуждать вопросы контрацепции, сексуального влечения, импульсивности и любви, ответственности и партнерства, гомосексуализма, абортов и искусственного оплодотворения, венерических заболеваний, а также злоупотреблений, порнографии. При этом, однако, решающее значение имеет то, чтобы при обсуждении этих тем шла речь и о социальных, душевных и духовных аспектах этих тем. Сексуальность никогда не должна рассматриваться изолированно. Напротив, необходимо четко понимать, что сексуальность и ее реализация является частью отношения к жизни и занимает важное место в вопросах развития в подростковом и взрослом возрасте. Потому что в последнее время тема гомосексуализма актуально, поэтому расматриваем шире.