Группы дефектов
Общие закономерности аномального развития систематезированны в трудах Власова, Лубовской.
1. Первичные нарушения: Аномальное развитие определяется временем, тяжестью выраженности;
2. Вторичные нарушения: в ходе взаимодействия Р с окружающим миром;
Общее для всех случаев: наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка.
Основной объект психодиагностики – вторичные нарушения;
Первичные нарушения приводят к:
ü трудностям взаимодействия с окружающим миром.
ü Изменяются способы коммуникации, средства общения,
ü трудности познания окружающего мира,
ü трудности соц взаимодействия;
ü изменения в личностном развитии:
o Пониженный фон настроения
o Ограничение соц контактов
o Низкая самооценка тревожность страхи
ü Нарушение у детей к приему и переработки ин-ии
ü Нарушается хранение ин-ии, использование ин-ии;
ü Нарушение словесной регуляции деятельности
Особенности формирования речевой и познавательной деятельности ведут к нарушению познания окружающего мира, запас знаний у таких детей всегда недостаточен;
Положительно: у детей есть потенциальные возможности формирования психики; есть возможность выработки новых условных связей при частичном словесном опосредовании (как компенсаторный механизм);
Наоушенное развитие имеет свои зак-ти, имеется возможность компенсации нарушений;
Специфические особенности, свойственные некоторым типам нарушенного развития и не наблюдаются у детей других категорий. Наличие этих особенностей позволяет разграничить таких детей между собой и выступает как дифференциально-диагностический критерий;
категории:
1. Неслышащие и слабослышащие
2. С нарушением зрения
3. С нарушением ОДА
4. С тяжелыми нарушениями речи
5. С ЗПР
6. УО дети
7. С тяжелыми нарушениями ЭВС
8. С нарушением поведения
9. Со сложными нарушениями в развитии
В результате сочетания первичных и вторичных нарушений при аномальном развитии образуется сложная картина нарушения; это предполагает необходимость создания спец образовательных условий;
Ведущими теоретико-методологические представления на которых строится..
1. Каждый тип характеризуется свойственным только ему структурой, эта структура определяется соотношение первичных и вторичных нарушений и иерархией вторичных нарушений;
2. Внутри каждого типа нарушенного развития наблюдается многообразие проявлений особенно по степени выраженности;
3. Диагностика строится с учетом общих и специфических;
4. Диагностик ориентируется на выявление не только общих и специфических недостатков но и положительных свойств ребенка и его потенциальных возможностей;
5. Итог диагностики: установление психолого-педагогического диагноза: инд особенности психофизического развития ребенка, рекомендации к разработке программ работы с этим ребенком; в психолого-пед диагнозе указывается пед категория наруш развития, степень выраженности, недостатки; готовность к школьному обучению; определяется тип обр-оо учреждения;