Группы дефектов

Общие закономерности аномального развития систематезированны в трудах Власова, Лубовской.

1. Первичные нарушения: Аномальное развитие определяется временем, тяжестью выраженности;

 

2. Вторичные нарушения: в ходе взаимодействия Р с окружающим миром;

Общее для всех случаев: наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка.

Основной объект психодиагностики – вторичные нарушения;

Первичные нарушения приводят к:

ü трудностям взаимодействия с окружающим миром.

ü Изменяются способы коммуникации, средства общения,

ü трудности познания окружающего мира,

ü трудности соц взаимодействия;

ü изменения в личностном развитии:

o Пониженный фон настроения

o Ограничение соц контактов

o Низкая самооценка тревожность страхи

ü Нарушение у детей к приему и переработки ин-ии

ü Нарушается хранение ин-ии, использование ин-ии;

ü Нарушение словесной регуляции деятельности

Особенности формирования речевой и познавательной деятельности ведут к нарушению познания окружающего мира, запас знаний у таких детей всегда недостаточен;

Положительно: у детей есть потенциальные возможности формирования психики; есть возможность выработки новых условных связей при частичном словесном опосредовании (как компенсаторный механизм);

Наоушенное развитие имеет свои зак-ти, имеется возможность компенсации нарушений;

Специфические особенности, свойственные некоторым типам нарушенного развития и не наблюдаются у детей других категорий. Наличие этих особенностей позволяет разграничить таких детей между собой и выступает как дифференциально-диагностический критерий;

категории:

1. Неслышащие и слабослышащие

2. С нарушением зрения

3. С нарушением ОДА

4. С тяжелыми нарушениями речи

5. С ЗПР

6. УО дети

7. С тяжелыми нарушениями ЭВС

8. С нарушением поведения

9. Со сложными нарушениями в развитии

В результате сочетания первичных и вторичных нарушений при аномальном развитии образуется сложная картина нарушения; это предполагает необходимость создания спец образовательных условий;

Ведущими теоретико-методологические представления на которых строится..

1. Каждый тип характеризуется свойственным только ему структурой, эта структура определяется соотношение первичных и вторичных нарушений и иерархией вторичных нарушений;

2. Внутри каждого типа нарушенного развития наблюдается многообразие проявлений особенно по степени выраженности;

3. Диагностика строится с учетом общих и специфических;

4. Диагностик ориентируется на выявление не только общих и специфических недостатков но и положительных свойств ребенка и его потенциальных возможностей;

5. Итог диагностики: установление психолого-педагогического диагноза: инд особенности психофизического развития ребенка, рекомендации к разработке программ работы с этим ребенком; в психолого-пед диагнозе указывается пед категория наруш развития, степень выраженности, недостатки; готовность к школьному обучению; определяется тип обр-оо учреждения;