Современные представления о нарушениях развития у детей
Ая лекция 19 сентября 2012
Обеспечение коррекционной педагогической помощи детям
Оптимальные условия развития детей:
ü Индивидуальный подход
ü использование специальных обр-ых программ, методов, необходимых технических средств;
ü работа специально-подготовленных кадров;
ü сочетание обучения с медицинским сопровождением детей;
ü создание определенной материальной технической базы в специальных учреждениях;
В массовых школах большое количество неблагополучных детей:
ü Дети с не резко выраженными отклонениями (трудно выделяемы)
ü Дети с нарушениями слуха, зрения, оптико-пространственной ориентацией, с нарушениями речи, фмт восприятия, с ЗПР, соматически ослабленные;
Большинство детей составляют дети с нарушения речи;
Минимальное нарушение длительное время остается невыявленными; дети испытывают трудности в усвоении программ;
Разработка планов индивидуально-коррекционной работы для детей в массовых школах, в учреждениях для детей с нарушениями в развитии очень важно, но в массовых школах такого нет.
3 этапа диагностики недостатков:
1. Скрининг (просеивание): выявляется наличие отклонения;
2. Дифференциальная диагностика отклонений в развитии; цель этапа: определить тип нарушений развития; по его результатам определяется направление вид и программа обр-ого учрежения, оптимальный педагогический маршрут;
3. Феноменологический: выявление индивидуальных особенностей ребенка; тех характеристик, которые свойственны только этому ребенку и должны учитываться при работе с ним; программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком;( ПМПКомиссии, ПМПконсилиумы);
Общественно-историческое происхождение психики; прижизненное формирование психики ребенка путем присвоения культурно-исторического опыта; Согласно представлениям Выготского: ВПФ (сложные психичские функции) являются…Присвоение общ-ого опыта происходит в деятельности ребенка. В формировании ВПФ важно – общение: взаимодействие ребенка со взрослым;
Развитие психических функций проходит ряд этапов; 2 стадии:
1. Интерпсихологическая стадия: функция существует как форма взаимаодействвия между людьми
2. Как интропсихологический процесс (внутри) – процесс формирования ВПФ растянут на оды, зарождается в речевом общении и завершается символической деятельность; на основе элементарных сенсорных процессов, затем они интереализируются и превращаются в умственные действия;
Решающая роль в формировании ВПФ принадлежит речи, благодаря ей эти функции становятся осознанными и произвольными; концепция Анохина о функциональных системах; Лурия: ВПФ не появляются в готовом виде к рождению ребенка, они формируются в процессе общения ребенка и в процессе его предметной деятельности;
функциональная система - интегрирующая число …..
Лурия, Леонтьев и др: основа ВПФ не отдельные участки/центры коры ГМ, а функциональные системы корковых зон, совместно работающие; эти функциональные системы развиваются в процессе развития ребенка и приобретают характер межфункциональных связей; Зрелость отдельныхфункциональных систем неодинакова (принцип гетерохронности/неодновременности развития функциональных систем );
Психический процесс и св-ва личности не являются результатом отдельных участков ГМ, они складываются в онтогенезе и зависят от социальной ситуации развития ребенка;
Концепция аномального развития: основа – культурно-историческая теория психического развития;
Дети, у которых вследствие приобретенного органического поражения/повреждения сенсорных органов, ЦНС, ОДА – имеются отклонения от нормативного развития психических функций; в некоторых случаях нарушения развития могут быть вызваны микросоциальные средовыми причинами; особенно тяжелые последствия – действия средовых микросоциальных факторов в период критических-сензитивных периодов развития ребенка;
при нормальном и при нарушенном развитии формирование психики ребенка носит поступательный характер:
ü каждый из этапов развития завершается формирование новообразованием и эти новообразования становятся для ребенка для перехода на новый этап;
ü социальная обусловленность
ü соц-о пед-ое воздействие – источник формирования ВПФ;