История развития психолого-педагогических методов диагностики в России

1908-1910гготкрытие первых вспомогательных школ и классов; группа педагогов проводили массовое обследование неуспевающих, для того чтобы выявить детей неуспеваемость; вопросы методов обследования детей были обсуждены на первом съезде по эксперементальной педагогики; второй съезд всенородного образования 1913-1914гг Петербург, ставился вопрос о единых методах изучения ребенка. Россолимо Н. И – выявление психических процессов; психологические профили как результат вычерчивались; создал краткий метод исследования уо, использовался независимо от возраста испытуемого – исследовалось 11 процессов; по сравнению с методикой Бинэ и Симона в методике Россолимо была сделана качественно-количественного подхода к оценке результата работы ребенка; Россолимо не давал задания на сколько дети обучаемы а также не давал задания на словесно-логическое мышление;

Особенно важны сравнительные материалы исследования норм и ненорм детей которые наблюдал Трош. Первым, кто создал спец методику проведения целенаправленных наблюдений, был Лазурский; деятельность ребенка как проявление врожденных свойств; большой заслугой Лазурского стало изучение Р в его деятельности, в естественных условиях и разработка естественного эксперимента; Лазурский создал спец программу проявления инд-ых проявлений на уроках, наблюдения и их психологическое значение; разработал планы экспериментальных уроков которые определяли качества личности; особая роль диагностики детей с отклонениями в развитии принадлежит Выготскому. Он рассматривал личность в развитии в неразрывной связи с тем воздействием которые оказывают на Р воспитание обучение и среда. Выготский говорил о необходимости динамичного подхода, о ЗБР и ЗАР; важно как Р берет помощь и берет ли ее вообще; важным считал выявление перспектив развития личности ебенка. Положения Выготского о зонах актуального и ближайшего развития, о роли взрослого в формировании психики ребенка имеют большое значение. Позже в 70ые годы 20го столетия на основе этих положений был разработан очень важны метод исследоания детей с отклонениями в развитии – обучающий эксперимент Ивановой. Этот вид Э позволяет оценить потенциальные возможности ребенка, перспективы его развития и определить дальнейшие пути психологической работы с ним. Этот метод рчень полезен при дифференциальной диагностики. Выготский: очень важно изучать ЭВ поведение детей в их взаимосвязи. Диагностика развития и клиника трудного детства, Выготский предлагает схему:

1) собранные жалобы родителей, самого ребенка, воспит учреждения;

2) история развития ребенка

3) Симптоматология (научное констатирование, описание и определение симптомов)

4) Педологический диагноз (вскрытие причин и механизмов образования данного симптомокомплекса)

5) Прогноз (предсказание характера детского развития)

6) Педагогическое или лечебно-педагогическое назначение

Педологические извращения в системе норкомпроза, на долгие годы прекратились исследования в России; в последующие годы несмотря на запрет продолжились поиски; допускалась об-ие в рамках МПК;

50-70ые годы: усилилось для уо детей; ведутся интенсивные исследования в области патопсихологии. Нейропсихологические методы изучения детей под руководством Лурия;

80-90года 20 века: разработка и совершенствование организационных форм и методов изучения детей с отклонениями в развитии, которые нуждаются в спец обучении и воспитании; осущ ранняя диффиренциальная диагностика, разрабатываются психолого-пед-ие методы исследования;

1971-1998гг: конференции, съезды, семинары по проблемам психодиагностики по проблемам комплектования в спец учреждениях для аномальных детей; Министерство образования ежегодно организует курсы подготовки и переподготовки кадров, которые непосредственно осуществляют эту работу; исследования в этой области продолжаются и до сих пор;

Отрицательно сказывается на разработки методов исследования, что психологи стали использовать отдельные задания, не получая целостной картины развития ребенка; Лубовский: отмечая наличие общих и специфических нарушений для каждой категории детей с нарушениями в развитии, подчеркивает важность сочетания количественной оценки уровня развития детей с качественным анализом; обогащают современную психодиагностику и нейропсихологические методы (позволяют выявить сформированность корковых функций, дают возможность использования качественно-количественного подхода активизации результатов и выявления инд-ой структуры нарушений);