Тема 2 Коммуникативная сторона общения

Манипуляция (см. в инете).

Диалогическое –

Типологий и видов общения больше (см. в инете)

Вопрос 2 Уровни общения. В зависимости от уровня взаимодействия различают 4 типа общения: 1) уровень манипулирования – субъект рассматривает другого как средство или помеху по отношению к проекту соей деятельности, своего замысла; 2) уровень рефлексивной игры – субъект учитывает «контрпроект другого субъекта», но не признаёт за ним самоценности; стремится к выигрышу, к реализации своего или блокированию проекта; 3) Уровень правообщения – субъекты общения признают право на существование проектов деятельности друг друга, принимает проект взаимной деятельности или пытаются согласовать свои собственные проекты и вырабатывают обязательные для взаимодействия условия; 4) уровень нравственного общения – высший уровень, на котором субъекты понимают друг друга, принимают проект совместной деятельности как результат добровольного согласования. Именно к такому виду общения мы должны стремиться.

Вопрос 3 Структура общения.Состоит из 3-х самостоятельных сторон: 1) коммуникативная – проявляется во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, мнений и чувств; 2) интерактивная – организация межличностного взаимодействия, т. е. участники обмениваются действиями; 3) перцептивная (восприятие) проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

Обмен информацией между участниками общения осуществляется как на вербальном, так и невербальном уровнях.

Вербальные – это речевые средства общения.

Речь – универсальное средство коммуникации, наиболее точно и образно передаёт информацию.

В нашей памяти остаётся около 24% информации.

Мы должны назвать 2 очевидные характеристики коммуникации, позволяющие удерживать внимание получателя информации. Это новизна и значимость для него данного сообщения. Коммуникативные барьеры подразделяютсяна барьеры непонимания, барьеры социокультурного различия и барьеры отношения.

Барьеры непонимания:

1) Фонетический барьер –дефекты речи, звуки и слова-паразиты, нецензурные выражения, использование непонятного языка, темпы речи

2) Семантический барьер связан с многозначностью слов любого языка (участники общения используют слова, использующие двойное значение (криминальный жаргон);

3) Логический барьер;

4) Стилистический барьер – возникает при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения, уровня развития и состояния собеседника (напр., разговор учёного с ребёнком).

Барьеры социокультурного различия основаны на социальных, политических, религиозных и профессиональных различиях.

Барьеры отношения связаны с неприязнью к партнёру или с недоверием к говорящему.