Вопрос 1 Общие понятия этики.

Тема 1 Этика деловых отношений как наука

Этика деловых отношений – наука, которая изучает факторы формирования и проявления в деловой сфере моральных критериев, норм и нравственных параметров в отношениях между производителем и потребителем, служащим и руководством компании, продавцом и покупателем, государством и корпорациями, предприятиями и обществом.

Этика делового общения– совокупность нравственных норм и правил, регулирующих поведение и отношение людей профессиональной деятельности

Этика (от греч. слова «этос» - первоначально - привычное место обитания, дом, очаг; затем – нрав, обычай, характер). Для обозначения учения о нравственности термин «этика» был введён Аристотелем в его труде.

Мораль(от лат., «моральная философия» термин, введённый Цицероном) – особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов нормативной регуляции поведения и деятельности людей. Право – способ регуляции. (найти теории происхождения морали)

Нравственность(от рус. «нрав»). Этика – учение о морали; философская наука, объектом изучения которой является мораль. (найти определение «этики»).

Первоначально термины «этика» и «мораль» совпадали, но позже, с развитием науки и общественного сознания, за ними закрепилось различное содержание. Учебно-академическая традиция понимает под этикой, по преимуществу, область знания, а под моралью или нравственностью – её предмет. В общественном опыте и живом языке такое разграничение жёстко не закрепилось, например, в русском языке слова «этика, нравственность, мораль» остаются взаимозаменяемыми. (задание: подумать, стоит ли различать, эти термины – в тетради).

Деловые отношения – взаимосвязь между партнёрами, коллегами, возникающая в процессе совместной деятельности и в коллективе. ДО включают в себя общение. Коммуникации (от лат.) – передающие, рецепиент – кто- или что-либо принимающий информацию

Общение– сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Существуют различные подходы классификации (типологии) общения:

по контакту субъектов 1) «контакт масок (личностей)»: в данном случае отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. В процессе общения мы «надеваем маску». 2) примитивное общение – данный вид характеризуется нужностью, т. е. человек оценивает другого как нужный или ненужный объект; 3) формально-ролевое общение – вместо понимания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли и, соответственно, содержание и средства общения регламентированы социальными ролями (отец-сын, начальник-подчинённый); 4) деловое общение; 5) светское общение;

по числу участников: монологическое и диалогическое. Монологическое – вид общения, предполагающий позиционное неравноправие партнёров. Выделяют 2 разновидности монологического общения: императив и манипуляция.

Императивная форма общения – директивная форма воздействия на партнёра по общению в целях достижения контроля над его поведением и внутренними установками.

Принуждения к определённым действиям и решениям в качестве способов оказания влияния – приказы, указания, предписания, требования, наказание, поощрение.