Дополняющий подход лечебно–педагогического класса и его актуальность

Во многих областях жизни, в том числе и в области здравоохранения и развития, мы отмечаем следующую характерную тенденцию развития:

Взаимосвязи различных видов деятельности и возникающие в связи с ними задачи воспринимаются как все более сложные и трудно выполнимые:

То, что этому увеличению количества и качества комплексных проблем пытаются противопоставить настолько же значительное увеличение сценариев действий, стратегий, дифференцировок и специализаций вполне понятно и необходимо. Одновременно с этим жизненные взаимосвязи оказываются за своеобразным «звуковым барьером», о которой разбивается эффективность реагирующих экспертов. Вдруг оказывается, что им не за что больше ухватиться. Подобные вещи ежедневно происходят в большом и малом масштабе. Результаты обрабатываются, учитываются, сложность увеличивается еще больше, и специализация становится еще более узкой. И так далее...

Подход, основанный на «суммарном увеличении», дал трещину, и уже в течение последних 10 лет подвергается серьезной критике. Вначале медленное, а теперь драматическое увеличение расходов, которые больше не могут покрываться даже богатыми индустриальными странами, заставляет склониться к идее о необходимости нахождения других, более «изящных» путей.

Если мы не можем больше осуществлять внешнее увеличение и усиление, что же мы можем усиливать и увеличивать?

Сегодня все больший интерес проявляется к подходам, обеспечивающим явственное качественное улучшение работы вследствие того, что они «про–активным» (т.е. опережающим, а не следующим за событиями – прим. перев.) образом усиливают осознание подоснов какой-то задачи и затем собирают и реализуют здоровые жизненные и практические импульсы из духовно–человеческой субстанции. Эти подходы характеризуются привнесением в деятельность «сущностного начала».

При этом происходит скопление правильных идей и поступков в правильном месте и в правильное время – нахождение «в потоке».

Обращение взгляда к исцелению с помощью воспитания, прочь от поиска дефектов и от становящейся все дороже аппаратуры, которая обслуживается огромным количеством специалистов, и к рассмотрению вопроса о внешних и внутренних условиях здоровья принадлежит к этой же тенденции.

Повторяя слова Кристофа Страуеса, соотношение этого подхода, основанного на методе проб и ошибок, и антропософии напоминает сказку о зайце и еже (речь идет о состязании в быстроте бега, когда еж или его жена (которую заяц принимал за ежа) все время оказывались на разных концах поля раньше зайца и говорили ему: А я уже здесь! – прим. перев.): антропософия уже была там, привнесение сущностного начала является одним из ее обычных методов. Это обосновывает ее широкую и действенную способность приносить пользу во всех областях жизни. Из чего состоит этот подход? Кратко выражаясь: Вновь вдыхая живой дух в практическую работу, антропософское понимание человека увеличивает нашу внимательность, нашу любовь и шансы правильным образом помочь ребенку.

Положение лечебно–педагогического класса в общей
концепции вальдорфской школы

Продолжая мысль Хайнца Циммермана (Дорнах), мы можем сказать: Если спросить, в чем же заключается то общее, что пронизывает работу самых разных вальдорфских школ, существующих в 50 странах в количестве более тысячи, то выяснится, что это как раз тот жест, о котором мы говорили выше: это то, что по выражению Штайнера, нельзя «перенять, поприсутствовав на уроках» в вальдорфской школе, это то, что возникает, когда учителя внутренне пронизаны знанием о целостном развивающемся человеке, благодаря чему они становятся восприимчивыми к индивидуальной загадке ребенка и приобретают необходимое для преподавания и воспитания восприятие, фантазию, сердечность, речь и интуицию.

Этот процесс духовно–душевный переработки и создает педагогический потенциал, который является причиной действительного мирового успеха этой методики.

(Поверхностное возражение, заключающееся в том, что это чрезмерно высокие притязания, и они требуют особенно одаренных учителей, основано на ошибке мышления. В этом нет ничего сверхъестественного. Изменение направления и уровня вовсе не означает увеличения затрат, скорее оно означает то, что движение в этом направлении работы происходит последовательно). На этой же вальдорфской педагогической основе строится незаслуженно забытое образование, названное в свое время «вспомогательным классом» первой вальдорфской школы. Все, что было разработано при жизни Штайнера в вальдорфской школе можно довольно легко проверить в отношении того, являлось ли это необходимым, исторически обусловленным компромиссом с существующим тогда положением вещей, или же это было педагогически интересным образованием, позволяющим раскрыть намерения Штайнера и развить их. Лечебно–педагогический класс относится к последней категории.