Истина и ее критерии. Лекция 6.

Гносеология и эпистемология.

Метафизика является главной альтернативой диалектики.

Мыслители античности и естествоиспытатели средневековья рассматривали метафизику как систему представлений об основах бытия, о первичных понятиях и закономерностях мироздания, которые трактовались в рамках принятых философско – религиозных учений Последним придавалось первостепенное значение по сравнению с естествознанием. Таково понимание «Метафизики» Аристотеля. (Владимиров Ю. Метафизика. М. 2002. С. 17).

Р. Декарт (1596-1650) – «…первой частью (подлинной философии)..является метафизика, где содержатся начала познания; среди них имеется объяснение главных атрибутов бога, нематериальности нашей души, равно и всех остальных ясных и простых понятий, какими мы обладаем. Вторая часть – физика; в ней, после того, как найдены истинные начала материальных вещей, рассматривается, как образован весь мир вообще… Вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике. Под последнею я подразумеваю высочайшую и совершеннейшую науку о нравах; она предполагает полное знание других наук и есть последняя ступень к высшей мудрости…» (Декарт Р. Начала философии.// Избранные произведения. М. 1950.С. 411 - 426).

Б. Рассел – «Метафизика – попытка постичь мир как целое с помощью мысли…Это весьма плодотворное учение…» (Борн М. Физика в жизни моего поколения. М. Изд-во иностр. лит-ры.1963.С. 208).

Макс Борн – «…метафизика..исследование общих черт структуры мира и наших методов проникновения в эту структуру» (Борн М. Физика в жизни моего поколения. М. Изд-во иностр. лит-ры.1963.С.190).

«Философская теория познания» - гносеология (общее познание) и эпистемология (научное знание). 5 органов чувств человека: зрение, осязание, слух, вкус, обоняние. Формы чувственного познания: 1. Ощущение - наиболее элементарная форма чувств. 2. Восприятие - целостное чувство, содержащее в себе несколько ощущений (яблоко круглое, желтое, кисло-сладкое, тяжелое и т. д.). 3. Представление - чувство, которое вспоминается или воображается (например, я представляю ... и т. д. ). Три стадии познания: «НА ВХОДЕ»: Три главных оценки познавательного содержания чувств: а/ внешний мир впечатывается в нашу психику, отсюда— «впечатление». Чувство есть «след» предмета (сравните со следом ступни человека на мокром песке). б/ чувства являются приблизительными отражениями предметов, «копиями». Напр,—в продукте питания сладость предполагает, что продукт содержит глюкозу. в/ чувства —знаки предметов, смысл которых предстоит расшифровать. Чувства «обманывают»: «Солнце всходит и заходит…». Воображаемые чувства являются особенно сложными знаками. «В СЕРЕДИНЕ»: С чем встречаются наши чувства в «середине» нашей психики? по Локку: чувства комбинируются (возникают сложные чувства), сравниваются (получаем знание об отношениях), в них выделяется общее (идея): по Канту: чувства систематизируются на основе определенных принципов: по Гуссерлю: чувства вовлекаются в поток воображения, ведущий к более сложному чувству. «НА ВЫХОДЕ»: по Локку: идеи; по Канту: чувства, упорядоченные на основе принципов: по Гуссерлю: идеи с богатым чувственным содержанием.

Благодаря процессу чувственного познания мы получаем: по Локку—чувства дают нам исчерпывающее знание о предметах (сенсуализм): по Канту - новое знание, которое содержалось в исходных чувствах и получено благодаря внутренним принципам психики. по Гуссерлю, новое знание, позволяющее чувства соотносить с предметами (яблоко - как представитель класса всех яблок ). Формы рационального познания: Понятие - мысль-обобщение, позволяющее объяснить смысл данного класса вещей. Преподаватель считает, что студента определяет отношение к учебе и этим он отличается от других молодых людей, не являющихся студентами. Суть всех явлении объясняется на основе понятий. Суждение - мысль, утверждающая либо отрицающая что-либо. а/ «Электропроводность всех металлов» - здесь нет ни утверждения, ни отрицания, и оно не является суждением; б/ «Все металлы проводят электрический ток» - это есть утверждение, а потому и суждение. Умозаключение - вывод нового знания. Все металлы — проводники. Медь - металл. Медь — проводник. Умозаключение выводится из доказательства, где новая мысль обосновывается другими мыслями. Формы рационального познания (понятие, суждение, умозаключение) составляют содержание рассудка, которым человек руководствуется при мышлении Следующая ступень в мышлении - разум как высшая ступень логического мышления. Рассудок менее теоретичен и гибок, чем разум. Чувственное и рациональное взаимосвязаны друг с другом. Без рационального чувственное не имеет единства. Рациональное без чувственного безжизненно. Познание имеет чувственно-рациональный характер.

Память - способность человека сохранять и воспроизводить освоенные им чувственные и рациональные формы познания. Воображение - способность психики вызывать к жизни чувства и мысли, которые либо были ему известны ранее, либо являются новыми При достаточной новизне говорят о творческом воображении (напр. - фантазия и мечта). Интуиция непосредственное неосознанно полученное знание. Оно и чувственно и рационально. Интуитивизм как философская школа (Лосский)— между человеком и миром всегда есть координация, это и есть интуиция как нерасчлененный акт познания.

Истина как одна из центральных философских проблем. Три концепции истины: 1.Соответствие-истинными являются высказывания (чувства, мысли, интерпретации), которые соответствуют действительности. Для физика – соответствие: важно, чтобы суждения вместе с их математической формулировкой соответствовали миру физических явлений. 2. Когерентность - непротиворечивость высказываний. Для математика —когерентность: важно, чтобы суждения гармонировали друг с другом. 3. Прагматичность (греч.pragma - дело)—проверка действием суждения на истинность или ложность. Для техника —прагматичность: в центре внимания - действие и практика.

Рост знания, означает, что человечество перемещается по шкале истинности слева направо. Противоположность истины - заблуждение; ложь - преднамеренное искажение истины.

Абсолютное заблуждение. Относит. заблуждение. Относит. истина. Абсолютная истина.

 


• В античности истину видели в том, что существующие вещи интерпретировались как проявления идеи (по Платону) или формы (по Аристотелю). • В средневековой христианской философии истину видели в Боге, в его откровении. • В Новое время в качестве истинного знания рассматривали сведения, содержащиеся: а/в чувствах (Бэкон, Локк); б/ в ясных идеях (Декарт, Лейбниц).