Картины мира

На разных этапах истории общества возникали и развивались различные способы осознания мира. Первая «картина мира» как система представлений о природе, обществе и человеке - это религиозно-мифологическая. Мифология включала в себя зачатки религии, философии, различных форм искусства, знаний. У разных народов повторяется ряд тем, образов и мотивов, отсюда были выделены различные типы мифов. В космогонических мифах присутствуют две основные идеи: идея развития мира и идея его творения. Мир сотворен богами. О возникновении богов отвечают теогонические мифы. Происхождение человека объясняют антропогонические мифы. Человек - творение богов, но существо земное. Боги создают человека из глины, земли, пыли, из дерева, из различных частей своего тела. Данная картина мира представляет собой систему образно-символического, а не понятийного мышления. Такое мышление связано с искусством. В такой картине мира не существует причинно-следственных связей, они заменены образцом. Любое явление природы и общественной жизни объясняет образец, случай, миф. Боги выступают как символы явлений природы, общественной жизни и человеческих качеств (так, например, в греческой мифологии Зевс — бог грома, Афина — богиня политической мудрости, а Афродита — богиня красоты и любви). В мифологической картине мира не выделяются субъект и объект. Мир представлялся единым и неотделимым от человека. Мир был преломлялся через систему субъективных образов и оказывался сконструированной реальностью. Мифологическая модель мира основана на собственной логике. Мифология была исходной точкой для возникновения религии. Мифологию и религию объединяет представление о существовании воображаемой реальности, Содержание мифа представлялось абсолютно реальным, в то время как религия удваивает мир, утверждает веру в существование сверхъестественного. Миф утверждал принятую в обществе систему ценностей, поддерживал определенные образцы поведения, что позволяет говорить о социализирующей функции религиозно-мифологического мышления. Религия и мифология обладают весьма значимой — психотерапевтической функцией. Миф как первая историческая форма целостного понимания мира был одним из важнейших источников философского знания. Довольно долго философия существовала в форме предфилософии, тесно связанной с мифологией и религией.

Философская картина мира представляет мир в системе понятий, что свойственно абстрактному, понятийно-логическому мышлению. Это попытка рационального объяснения. Это характерно для античной философии, которая рассматривается как начало философского знания. Именно в античной философии проблемы онтологии и гносеологии были отделены от образного восприятия. Философия в ее истинном значении реализовалась именно в Древней Греции. Если для Востока были характерны религиозно-мифологические системы мировоззрения и разработка в первую очередь этической проблематики, то в античности получил развитие доказательный тип мышления, что позднее стало предметом логики. Единой философской картины мира не существует. Предлагаются различные «модели мира»: монизм и дуализм, материализм и идеализм, метафизика и диалектика, гностицизм и агностицизм… В философии - установка на целостное понимание мира. Она, как и миф, принимает некоторые истины на веру, что придает философским принципам черты категоричности, свойственные мифологии. В философии сохраняется также установка на сознательное конструирование особых реальностей, которые не всегда могут верифицироваться (проверяться) действительностью.

Научная картина мира создает целостный образ предмета исследования, используя понятийный научный аппарат. Важнейшей особенностью научного познания является его систематизированность. Научные знания существуют в виде теорий. Второй особенностью научного познания является его самоконтроль, наличие методологии — обосновании применяемых методов познания. Третья особенность — стремление к формализации, строгости языка науки. Научные знания фиксируются в виде точных понятий; суждения и умозаключения науки формулируются в виде принципов и законов. Стремление к точности языка науки приводит к ее математизации. Наука существует и как социальный институт. Научное познание осуществляется на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом. На эмпирическом уровне научного познания происходят сбор опытных данных, фиксация фактов, их первичная систематизация, создание понятий. Фактом (от лат. factum — сделанное, совершенное) называют объективно существующее событие или явление. Научный факт — это описание факта на языке науки. Научным фактом называют знание о единичном событии или явлении. Собирая единичные факты, исследователи проводят их первичную систематизацию (фиксируют в перечнях, таблицах, графиках и т. и.) и подводят под понятие, т. е. группируют частные факты вокруг одного правила, формулируемого в виде понятия. Научное понятие — это утверждение о существенных признаках объектов. На теоретическом уровне научного познания понятия систематизируются, формулируются принципы и законы, выдвигаются гипотезы и создаются научные теории. Научные утверждения, из которых строятся теории, бывают двух видов: основные (исходные) и выводные. Основные утверждения, на которых базируется теория, называются научными принципами. Выводные утверждения, которые доказываются данной теорией, называются научными законами. Научный принцип (от лат.principium — первоначало) — это основополагающее начало, исходный пункт теории или концепции. Научный закон - формулировка объективно существующих необходимых связей мира при помощи научных понятий. Высшей формой существования научного знания является теория. Теория (от греч. theoria - наблюдение, рассматривание, исследование, рассуждение) —обобщенное знание о закономерностях действительности. Теория направлена на практику. Научная картина мира не остается неизменной. Научный прогресс делится на две фазы: длительный период постепенного продвижения в пределах имеющейся парадигмы и короткий период революционных перемен и смены парадигмы. Самым ярким примером из истории физики является смена теории Ньютона на теорию Эйнштейна. В научной картине мира результаты исследования приобретают мировоззренческое значение и включаются в культуру.