Категория любви

Это чувство нашло своё отражение не только в контексте мировой литературы, но и мировой нравственной философии (этике). В одном из древнеиндийских философских трактатов даётся следующее определение любви: «Любовь это соединение трёх влечений – это влечение тел, рождающее страсть; это влечение умов, рождающее уважение; это влечение душ рождающее нежность». Древнегреческий мыслитель Платон считал, что душа человека состоит из 2 противоположных половинок (андрогенов). Смысл человеческой жизни в немалой мере заключается в том, чтобы найти именно свою половину и воссоединиться с ней, лишь тогда душа обретёт целостность.

В христианстве главный акцент делается на духовную составляющую. Один из святых отцов III века утверждал, что понять является ли твоё чувство к человеку противоположного пола, действительно любовью, очень просто.

Если мужчина действительно любит женщину то для него только она - женщина, а все остальные просто люди. Так же и для женщины, только её избранник – мужчина, а все остальные просто люди. На протяжении двух тысячелетий представления о любви изменялось, так в Европе, начиная с эпохи возрождения акцент, вновь переносится на чувственную природу человека и чувственное начало (страсть) в отношениях мужчины и женщины становится доминирующим. К началу XX века в западном обществе именно страсть становится доминантной в отношениях между полами. В начале XX века подобное понимание отношений утверждается в философии немецкого мыслителя и психиатра Зигмунда Фрейда, полагавшего, что всё поведение человека определяет бессознательное, иначе говоря, его инстинкты, среди которых он выделял «основной» инстинкт – сексуальный (либидо). Но уже к середине XX века его последователи – неофредисты –критиковали его ограниченное представление об отношениях между полами. Так известный психолог и мыслитель Эрик Фромм утверждал что страсть лишь одно из проявлений любви и далеко не определяющее любовь в своих проявлениях гораздо многообразнее. Название книги «Искусство любить»

В России вплоть по XX век и в контексте русской литературы и русской философии акцент делался на духовно нравственные начала в отношениях между мужчиной и женщиной.

Нравственные начала в любви определяются 2 присущими ей чертами:

1) Избирательность – о ней достаточно подробно в XVIII писали немецкие философы – идеалисты: Гердер и Шеллинг. Они утверждали, что чем выше нравственный уровень человека, тем более сложно найти ему свой идеал и тем трагичнее он переживает свою утрату. Древнерусская повесть «О Петре и Февроне»; «Записки Натальи Долгорукой»; Нина Грибоедова; Анна Григорьевна Достоевская «Воспоминания».

2) Бескорыстие –первое, что проверяет подлинность чувства. Толстая-Крандиевская «Дорога».