Эпикурейство
Античная этика
История этических учений
Человек в античности рассматривался как часть единого чувственного космоса.
Это была этика, носившая преимущественно эвдемонистический характер (эвдемонизм – философия чувственного наслаждения).
Гедонизм – основоположником этого направления в этике был философ Аристипп, утверждавший, что все люди совершенно одинаковые.
Любому из них присуще только 3 чувства:
1.Страдания
2.Равнодушие
3.Удовольствие
Он отмечал, что все люди по возможности стремятся избежать страданий. Никто не хотел бы встретиться с равнодушием, поражаемым пресыщенностью.
Равнодушие для человека гораздо страшнее страдания, однако избежать его могут очень не многие – мудрецы, и все люди ищут в жизни только удовольствие, поскольку именно в них и заключатся смысл человеческого существования. Поэтому жизненные принципы почти всех людей одинаковые «Живи и наслаждайся».
Эпикурейство – его основоположник древнегреческий мыслитель Эпикур. Он утверждал, что все люди рождаются для того, чтобы быть счастливыми. Счастье по Эпикуру в исполнении наших желаний. Если человек не чувствует себя в жизни счастливым, то винить в этом ему следует только себя. Эпикур считал, что неспособность человека почувствовать себя счастливым зависит от двух моментов:
1) Сущностный– страх смерти, способный омрачить любое удовольствие, но это глупый страх поскольку люди боятся того с чем никогда не придётся столкнуться. Однако более чем страх смерти человеку мешает наслаждаться жизнью отсутствие умеренности в желаниях. Эпикурейцы утверждали, что одна и та же вещь может доставить человек удовольствие, вызвать равнодушие и обречь на страдание, всё зависит от меры.
Пример Эпикура: Вино, выпитое без меры, может превратить человека в животное.
2)Эпикур считал, что способность человека чувствовать себя счастливым, зависит от того к какому виду желаний он тяготеет. Все желания он делил на 3 вида:
1. Естественные и необходимые. Те, кто способен довольствоваться ими, будут чувствовать себя счастливыми всегда, но таких людей мало и это мудрецы.
2. Естественные, но не необходимые. К исполнению этих желаний стремится огромное большинство людей. Они могут почувствовать себя счастливыми, но лишь на краткое мгновение. «Большое богатство – большое беспокойство».
3. Не естественные и не необходимые. Людей ищущих исполнение подобных желаний он считал безумными, а потому несчастными.
Эпикур полагал, что старение человека и его умирание начинается с того момента, когда человек утрачивает способность желать. Поэтому его совет заключался в том, желающий долго жить и сохранять молодость должен научиться беречь желания.