Ценовая эл-ть (прямая)
Оценка воздействия налогов на излишки потребителя и производителя
Государственное регулирование
Рыночное равновесие
равновесная ситуация –такая ситуация на рынке, при которой объем спроса равен объему предложения.
Q |
Pee |
Pe1e |
E |
Pee |
P2e |
D |
Qs |
Q |
Q |
Qd |
Рассмотрим не равновестную ситуацию:
1. Когда P1<P2 (цена p1>цены Pe) – излишки давят на продовца, и подталкивают к уменьшению цены P (Pe)
2. Объем спроса > объема предложения – ситуация дефицита. Qd>Qs => D => P (Pe)
Воздействие не ценовых факторов на равновесную ситуацию
E |
D |
Qd |
Qe1 |
Qe |
D => при P=const Qd>Qs => В -> E1 (Qe , Pe )
Методы регулирования гос-го рынка можно разделить на методы:
1. прямого регулирования (законы, постановления, условия фиксированных цен)
2. косвенные методы регулирования (установление ценового пола, ценового потолка, введение налогов, субсидий, изменение барьеров входа на рынок)
Для рассмотрения воздействия налогв и субсидий на рынок, используем понятие излишков (выгоды) потребителей и пр-ей.
Ипотр=SAEPe = ½ APe * PeE;
Излишки потр-ля – суммарная выгода потребителей на каком-то рынке, кот-е могли при-ти товар по цене выше равновесной, но в результате сделки приобрели его по равновесной цене.
Ипр= SBPEPe=1/2 Bpe*PcE
Излишек производителя – суммарная выгода пр-лей на рыне, кот-е могли продовать по цене ниже равновесной, но продали по цене равновесия.
ВО(выйгрыш общества)= Ипотр+Ипр= Sаеb
T-> S -> S1=> Pe1 Qe1
Ипотр=SAE1Pe1 ( )
Ипр-ля=SCE1Pe1 -> SPпрKB
Т (налог) = SPe1E1KPnp
ПО(потери общества)= SE1EK
Тпотр=SPe1E1XPe
Т
Тпр= SPeXKPпр
Воздействие потоварного налога на потребителей и произв-й распределяется в зависимости от наклона кривых спроса и предложения: чем круче наклон, тем больше страдает субъект рынка. Наклон кривых объясняется эластичностю.
Лекция №5.Эластичность спроса (ЭС) и предложения.
1. Эластичность спроса.
2. Эластичность предложения.
Эластичность пок-т на сколько изменяется одна величина при воздействии на нее другой величины. Эластичность спроса пок-т как изменяется Qd при воздействии различных факторов.
Виды эластичности спроса:
1. Ценовая эл-ть (прямая)
2. Эл-ть спроса по даходам
3. Перекрестная эластичность (при изменении цены другого товара)
Коэф-т эл-ти спроса пок-т на сколько % измениться величина спроса при изменени величины цены на 1%.
2а способа расчета коэф-та ЭС:
1. Точечный Edp (А)= Q2-Q1/Q1 : P2-P1/P1 = Q2-Q1/P2-P1 * P1/Q1 = Q`(P) * P1/Q1
2. Дуговая эл-ть (усредненно) Edp = (Q2-Q1)/ ((Q2+Q1)/2)) : (P2-P1)/ ((P2+P1)/2)=(Q2-Q1)/(Q2+Q1) * (P2+P1)/(P2-P1)=Q2-Q1/(P2-P1) * (P2+P1)/(Q2+Q1)=Q`(P) *(P2+P1)/(Q2+Q1)
Коэф-т эл-ти спроса по цене всегда отрицательный.
Edp <1 – не эл-й
Edp >1 – эл-й
Факторы, опр-е эл-ть спроса по цене:
1. Кол-во тов-в заменителей.
2. Значимость и привычность товара для потребителей
3. Срочность приобретения товара
4. Доля расходов на товар в бюджете потр-ля
5. Временной фактор
Приблизительно оценить ценовую эл-ть можно по выручке пр-ля
P↑↓ -> TR ↑↓– н/э
P↑↓ -> TR ↓↑– э