Модели рыночной экономики

1. Либеральная рыночная модель (США, Франция) - данная модель построенна на действии малого и среднего бизнеса, свободном предпринимательстве, роль гос-ва пр-ся на макроуровне, минимальная налоговая нагрузка.

2. Социально ориентированная эк-ка (Швеция, Германия, Россия) – хар-ся системой среднего и крупного бизнеса, высокой налоговой нагрузкой, вмешательством гос-ва на микро и макроуровень, осущ-ем большого кол-ва соц-х программ.


 

Лекция №5.Рыночный механизм

1. Спрос. Закон спроса. Не ценовые факторы спроса.

2. Предложение. Закон предложения. Не ценовые факторы предложения.

3. Рыночное равновесие.

4. Влияние гос-ва на рыночное равновесие.

 

1.Спрос (Demand) – желание и возм-ть покупателей приобрести нек-е кол-во товаров по некой цене за опр-й промежуток времени.

Мн-я функция сросса: Qd=F(Pa, I, N, Pb,Pc,S…)

var
const

 


Qd=F(Pa), Pa – цена товара

 

Закон спроса гласит: при прочих равных условиях при увеличении цены на продукт объем спроса уменьшается и наоборот, при уменьшении цены объем спроса увеличивается.

P

А
P
Q - количество

D
1

Q2
Q3
Q1

D – кривая спроса

Q=f(p) – функция спроса

Таким образом закон спроса отражает ценовое возд-е и отображается изменением точки на графике спроса.

Объем спроса – то конкретное кол-во товаров, которое приобретает покупатель при конкретной цене.

При изменении цены меняется объем спроса, а спрос остается постоянным. На спрос влияют не ценовые факторы.

К неценовым факторам относятся:

1. I – доходы покупателей

2. Вкусы покупателей

3. Цены на взаимосвязанные товары

4. Сезонные изменения

5. Ожидание потребителей

 

Неценовые факторы сдвигают кривую спроса, вправо – увеличивая спрос, влево – уменьшая.

Различают следующие виды спроса:

1. Индивидуальные спрос

2. Рыночный спрос – спрос потребителя на конкретном рынке, опр-ся как сумма спросов по некой конкретной цене.

3. Совокупный спрос – спрос на совокупность товаров в рамках национальной экономики всех субъектов рынка.

 

Исключения из закона спроса:

1. Спрос на товары «высшего» качества (эффект Веблена) – подчеркивают статус покупателя, поэтому при определенном снижении цены – спрос убывает.(алмазы,золото)

2. Спрос на товары «низшего» качества (эффект Гиффена) – товары, спрос при увеличении доходов на которые уменьшается. (жирное мясо, субпродукты).

 

2.Предложение (Supply) – желание и готовность производителей продать опр-е кол-во товаров по определенной цене за определенный период времени.

Объем предложения – то кол-во товаров, которое пр-ся по некой конкретной цене.

const
Qs=f(Pa,T,F,Pz,Pb,Pc)– кол-во предл-я

Qs=f(p)

S
Закон предложения гласит: при прочих равных условиях при увеличении цены объем предложения увеличивается и наоборот, при уменьшении цены объем предложения уменьшается.

P
S2
S1
P
Qs

3
4

Q
 

 

При изменении цены меняется объем пр-я, само предложения остается неизменным.

Измение предложения опр-ся воздействием не ценовых факторов(Pa,T,F,Pz,Pb,Pc) :

К основным не ценовым фактора предложения относят:

1. Технический прогресс

2. Введение новых налогов, или субсидий

3. Изменение цен на ресурсы

4. появление новых пр-ей на рынке

5. сезонное изменение

6. ожидание пр-лей (изменение зак-ва, изм-е томоженных барьеров и тд.)

7. изменение спроса на взаимосвязанные товары