Модели рыночной экономики
1. Либеральная рыночная модель (США, Франция) - данная модель построенна на действии малого и среднего бизнеса, свободном предпринимательстве, роль гос-ва пр-ся на макроуровне, минимальная налоговая нагрузка.
2. Социально ориентированная эк-ка (Швеция, Германия, Россия) – хар-ся системой среднего и крупного бизнеса, высокой налоговой нагрузкой, вмешательством гос-ва на микро и макроуровень, осущ-ем большого кол-ва соц-х программ.
Лекция №5.Рыночный механизм
1. Спрос. Закон спроса. Не ценовые факторы спроса.
2. Предложение. Закон предложения. Не ценовые факторы предложения.
3. Рыночное равновесие.
4. Влияние гос-ва на рыночное равновесие.
1.Спрос (Demand) – желание и возм-ть покупателей приобрести нек-е кол-во товаров по некой цене за опр-й промежуток времени.
Мн-я функция сросса: Qd=F(Pa, I, N, Pb,Pc,S…)
var |
const |
Qd=F(Pa), Pa – цена товара
Закон спроса гласит: при прочих равных условиях при увеличении цены на продукт объем спроса уменьшается и наоборот, при уменьшении цены объем спроса увеличивается.
P |
| ||
| |||
Q2 |
Q3 |
Q1 |
D – кривая спроса
Q=f(p) – функция спроса
Таким образом закон спроса отражает ценовое возд-е и отображается изменением точки на графике спроса.
Объем спроса – то конкретное кол-во товаров, которое приобретает покупатель при конкретной цене.
При изменении цены меняется объем спроса, а спрос остается постоянным. На спрос влияют не ценовые факторы.
К неценовым факторам относятся:
1. I – доходы покупателей
2. Вкусы покупателей
3. Цены на взаимосвязанные товары
4. Сезонные изменения
5. Ожидание потребителей
Неценовые факторы сдвигают кривую спроса, вправо – увеличивая спрос, влево – уменьшая.
Различают следующие виды спроса:
1. Индивидуальные спрос
2. Рыночный спрос – спрос потребителя на конкретном рынке, опр-ся как сумма спросов по некой конкретной цене.
3. Совокупный спрос – спрос на совокупность товаров в рамках национальной экономики всех субъектов рынка.
Исключения из закона спроса:
1. Спрос на товары «высшего» качества (эффект Веблена) – подчеркивают статус покупателя, поэтому при определенном снижении цены – спрос убывает.(алмазы,золото)
2. Спрос на товары «низшего» качества (эффект Гиффена) – товары, спрос при увеличении доходов на которые уменьшается. (жирное мясо, субпродукты).
2.Предложение (Supply) – желание и готовность производителей продать опр-е кол-во товаров по определенной цене за определенный период времени.
Объем предложения – то кол-во товаров, которое пр-ся по некой конкретной цене.
const |
Qs=f(p)
S |
P |
| |||
3 | ||||
4 | ||||
Q |
При изменении цены меняется объем пр-я, само предложения остается неизменным.
Измение предложения опр-ся воздействием не ценовых факторов(Pa,T,F,Pz,Pb,Pc) :
К основным не ценовым фактора предложения относят:
1. Технический прогресс
2. Введение новых налогов, или субсидий
3. Изменение цен на ресурсы
4. появление новых пр-ей на рынке
5. сезонное изменение
6. ожидание пр-лей (изменение зак-ва, изм-е томоженных барьеров и тд.)
7. изменение спроса на взаимосвязанные товары