ЗАПОВЕДИ ПЕДАГОГА-МАСТЕРА

· Подходи к детям с оптимистической гипотезой, ищи в ребятах хорошее, его всегда больше.

· Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понять.

· Помни формулу А.С. Макаренко: „Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему”.

· Воспитывая коллектив ребят, думай о воспитании отдельной личности. Коллектив - лучший воспитатель личности ребенка.

· Будь честным с ребятами, не обещай того, что не можешь выполнить, не изворачивайся, не лги, если допустил промах или ошибку – признай их.

· Знай: ребят увлекает в вожатом высокая квалификация, умение, доходящее до искусства, золотые руки, доброта, немногословие, постоянная готовность к работе, оптимизм.

· Никогда не делай сам того, что можно поручить детям.

· Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе.

· Никогда не кричи на ребят. Помни: тихий, убедительный, если надо гневный голос сильнее крика.

· Не сердись долго на ребенка, это не профессионально.

· Научись все видеть и кое-чего не замечать, все слушать, но кое-что не слышать. Не всегда надо искать виноватого.

· Не увлекайся нотациями. Они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши.

· Старайся все делать творчески, это развивает у ребят вкус деятельности.

· Будь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре с ребятами слова: „спасибо”, „пожалуйста”, „будь добр” и т.д.

· Помни: каждый ребенок имеет право на собственное мнение. Высказывая свои предложения, спрашивай: „А как вы думаете?”

· Не злоупотребляй приказаниями, просьбу всегда легче и приятнее выполнять.

· Не только оберегай ребят от дурного, но учи сопротивлению дурному.

· Внимательно следи за тем, чтобы ребята не получили психической, физической или эмоциональной перегрузки.

· Не забывай народную мудрость: начал говорить - договаривай, начал строить - достраивай, начал делать - доделывай.

· Будь с ребятами вместе, рядом и чуть впереди.

МОРАЛЬНО – ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ВОЖАТОГО

1. Главной ценностью для вожатого является жизнь ребёнка. Не ребёнок для вожатого, а вожатый для ребёнка.

2. Справедливость – нравственная основа вожатской работы.

3. Честность – это достоинство вожатого и его окружающих.

4. Научись всё видеть и кое-чего не замечать.

5. Истинный вожатый – добрый вожатый!

6. Дал слово – держи.

7. Будь вежлив!

8. Самоуважение может быть только через уважение окружающих людей.

9. Почитай и выполняй традиции своего отряда, уважай традиции других.

10. Прислушивайся к совету другого человека. Уважая его мнение, помни о своём.

11. Не согласен – отвергай, отвергая – предлагай, предлагая – действуй!

12. Вожатый без воображения – ремесленник.

13. Каждый человек талантлив по-своему. Раскрывая таланты в себе, помоги раскрыть их другим.

14. Чужие идеи и мысли используй только с разрешения автора.

15. Будь всегда весёлым и находчивым.

16. Любой вожатый – это лидер. Прежде чем организовать кого-либо, организуй себя.

17. Совершенствуй себя, не останавливайся на достигнутом.

18. Будь требователен к себе и к окружающим.

19. Не оскорбляй себя и окружающих появлением в Объединении в нетрезвом виде.

20. Не допускай ненормативной лексики.

21. В Объединении все вожатые равны.


[1] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1970- год.