Нарушения семьи, способствующие формированию психопатий и акцентуаций у подростка.

 

Семья может быть источником психогений у подростка.

1. П зависим от семьи экономически, эмоционально. У П есть потребность в эмоциональной поддержке, в любви, симпатии, и если семья не удовлетворяет эту потребность возникает неудовлетворение. тревога,

2. семья осуществляет соц контроль. Механизмы соц контроля не сформированы, и если семья не способна осуществлять соц контроль – то мы сталкиваемся с нарушением поведения, развития Л П.

3. П интенсивно овладевает соц ролями взрослого. При этом П нуждается в консультировании семьи. Если семья неспособна оказать такую помощь П дезориентирован в соц действиях.

Нарушения были выявлены Эйдемилером Э. Г. и Юстицким В. В.

1. нарушение семейных представлений, и их проявления во взаимоотношениях родитель – подросток. Здесь возможны различные варианты:

a. эмоциональное напряжение П. в конфликте родитель сообщает не то чем он руководствуется, а эмоционально отвергает подростка.

b. Расширение сферы родительских чувств. В ситуации развода, смерти или эмоц холодности между супругами Р начинает требовать чтобы П удовлетворил хотя бы часть потребностей кот должны быть удовлетворены в отношении супруга. (потребность во взаимной исключительной привязанности). У мамы возникает страх перед самостоятельность ребенка, ревность с подругам сына.

c. Предпочтение в П детских качеств. Ситуация когда в семье считается что ребенок еще маленький, тербования к нему снижены, когда В стимулируют сохранение детских качеств, поощряют непосредственность, наивность, игривость, в конечном итоге может быть сформирован Ψ инфантилизм.

d. Проекция на П собственных нежелательных качеств. Ситуация, когда родитель в П видит то, что не хочет видеть в себе. Эмоционально это помогает верить что у самого Р этих качеств нет.

 

Может быть нарушение механизмов интеграции семьи. Можно выделить два варианта:

1. неразвитость Р чувств, когда Р не хочет иметь дело с подростком, плохо переносит его общество, проявляет поверхностный интерес к его делам,

2. сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от пола.

 

3. Нарушение системы взаимного влияния членов семьи:

1. воспитательная неуверенность Р. Когда Р устпает всегда а П пользуется этим.

2. Страх утраты ребенка. Если ребенок сложно поядвялся на свет, поздно появился, при тяжелом заболевании у ребенка. Это подталкивает Р чрезмерной опеке.

 

6. Системный подход в психотерапии детей и подростков.

7. Формы коррекции отклоняющегося поведения.

 

Литература:

1. Рабочая книга школьно психолга под редакцией Дубровина.

2. Ψ развитие воспитанников детского дома, под редакции Дубровиной, Русской, 1990.

3. Раттер М. помощь трудным детям, 1999.

4. Эдемиллер, Юстицкий – Ψ и Ψ терапия семьи. Питер. 1999.

5. Лидерс А. Г. – Ψ тренинг с П. 2001.

 

Тема для самостоятельн

Ψ коррекция детских неврозов:

1. игровая терапия, как особая форма групповой Ψ терапии.

2. коррекционная работа с Родителями.

3. Терапия рисунком.

 

Литература:

1. Спиваковская А. С. – Ψ терапия, Игра, детсво, семья. 2000. том 2.

2. Захаров – происхождение детских неврозов и Ψ терапия. 2000.

3. Захаров – как преодолеть страхи у детей. 1986.

4. Гарбузов – практическая Ψ терапия. Или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе истенное достоинство и здоровье. Сфера. 1994.

 

Ψ коррекция и психотерапия детей и подростков в зарубежной Ψ.

1. работы Анны Фрейд

2. Ψ динамический подход к коррекции Ψ развития ребенка.

3. гуманистический подход. Игровая терапия центрированная на ребенке.

4. Поведенческий и когнитивный подход к детской Ψ терапии и коррекции.

5. школьные коррекционные программы.

 

Литература.

1. В учебнике Осиповой это усе есть.

2. Помимо убрменская, караванова, Лидерс, возрастно Ψ консультирование, проблемы Ψ развития детей. 1990.

3. Анна Фрейд, введение в детский психоанализ.

4. Ψ Я и защитные механизмы.

5. Джинотт Х. Дж. – групповая Ψ терапия с детьми. Теория и практика групповой терапии. 2001.

6. Бандура – теория соц научения. 2000.

В книге Осиповой есть образец написания коррекционной программы. По нарушеничм нужно составить и разработать коррекционную программу. Оформляется как реферат, исслендование со весми протоколами. Указываем: