Проблемы подросткового и юношеского возраста.
Причины отклоняющегося поведения.
Ноября 2008 год.
III Ψ коррекция отклоняющегося поведения
1. причины отклоняющегося поведения
2. Ψ проблемы подросткового и юношеского возраста.
3. признаки группы риска в школьном коллективе.
4. Особенности развития личности ребенка воспитывающегося не в семье
5. Способствующие формированию психопатий и акцентуаций у подростка.
6. Нарушения семьи. Системный подход в психотерапии детей и подростков.
7. Формы коррекции отклоняющегося поведения.
в категорию трудных детей попадают:
ü неуспевающие дети
ü недисциплинированные
ü дети с нервными и Ψ расстройствами
ü подростки состоящие на учете (НАРКОДИСПАНЦЕР, МИЛИЦИЯ).
ü ДЕТИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Нужно понять причины отклоняющегося поведения. Каковы потребности и мотивы, таково и поведение. Нужно познать мотивы, которые стоят за отклоняющимся поведением.
Потребности могут быть разные:
Потребность в самоутверждении,
Потребность в чувстве защищенности,
Может быть потребность в алкоголе, наркотиках. У подростоков такая потребность формируется быстрее чем у взрослых.
Для Ψ логаважно вычислитьЮ, как подросток оценивает свое поведение. Карл Роджарс исследовал будущее подростков совершивших т о или иное преступление. Ψ логии пытались предсказать бьудет ли он преступником или добропорядочным гражданином.
С будущим поведением:
ü климат в семье корелирует на 36% ,
ü опыт взаимодействия на 55%
ü адекватность, реалистичность самопознания на 84%
если подросток адекватно оценивает свое поведение – то в дальнейшем это прекратиться.
Важно проследить и путь, который приводит подростка к отклонению в поведении.
Вначале требуется Ψ диагностика.
Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, а важно занимать место среди сверстников, которое подростка удовлетворяет. если подросток не может добиться этой желаемой социальной позиции. То это может привести к недисциплинированности и правонарушению. Девочка Маша, поздний ребенок, родители грамотные, кандидаты наук, воспитание проходила правильно. Проблем не было. Родители дорогу в школу не знали, маша все сама. В 5 классе, после зимних каникул Маша не захотела идти в школу. Оказалось. Она в конфликте со всем классом. Дерется…
У таких «Маш» нужно вырабатывать адекватный уровень притязаний, нужно показывать, демонстрировать. Что в разных сферах уровень притязаний может быть разный, в школе, клубе. Нужно найти новые способы самоутверждения.
В 4-м классе подростки хотят быть в среде сверстников. В 5-м 6-м стремятся занять определенное место в коллективе. 7-8 подростки стремятся к автономии в коллективе и ищут признания ценности собственной личности. И если потребность быть значимым в глазах сверстников фрустрируется, то это приводит к тяжелым переживаниям.
Занимаясь коррекцией нужно вести работы и со взрослыми тоже
по отношению к детям нужно развивать навыки общения, помогать подростку осознавать проблемы связанные с обшщением. Вырабатывать механизмы личной рефлексии. Для этого можно использовать различные тренинги общении и индивидуальную работу с подростом.
По отношению к взрослым должно быть просвещение о возрастных особенностях детей, нужно учить взрослых видеть проблемы подростка глазами подростка.
Вторая проблема – подросток и взрослый. Общение.
Чем старше подросток – тем меньше понимание со стороны взрослых. Взрослые, родители как правило не вилять быстрое, интенсивное взросление детей, пытаются сохранять детские формы общения. Сталкиваются мораль послушания и мораль равенства, самостоятельности, сотрудничества, на этом конфликте строятся все подростковые проблемы. Чаще всего в общении со взрослыми у подростков фрустрируется потребность в признании равноправным партнером в общении. Возникает конфликт. Проводили опрос. Спрашивали кто виноват. Если конфликт между взрослым и подростком. Дети и взрослые считают что виноваты подростки. Это позиция самообвиняющая и в ней ничего хорошего нет. Она может привести либо к Ψ смирению «я плохой», это устраивает взрослых, но это мало конструктивно, это не конструктивно для развития личности подростка. Может быть вариант Ψ бунтарста «Я плохой, ну и получите». Не устраивает взрослых, и он не конструктивен для развития подростка.
Личностный рост всегда связан с положительными эмоциями. С адекватной оценкой, вот такие установки нужно снимать в коррекционной работе, снимать конфликты, можно моделировать конфликт на групповых занятиях, можно просвещать по отношению к взрослым.
Взрослому нужно показать, что взросление ребенка несет в себе не только негатив, но и позитив. Например подросток может эмоционально помочь взрослому через эмпатию. Но для этого нужно быть с ним на равных.
Еще один аспект общения с учителями. Подростки стремятся к личному общению с учителем. (Не по предмету), и если это стремление не удовлетворено, то все это вливается в проблему справедливости.
Еще одна сфера где могут возникнуть проблемы – это учебная Д.
Для П важным становится обещение, в школу они ходят доя этого J в среднем учебная мотивация в подростковых классах падает. Иногда нежелание учится, поддерживается и формируется взрослым (В не осознают). Ситуация оценивается как «неперспективный». Без уверенности в перспективности ребенка работа с ним не может быть успешной. Коррекция должна быть и в такой ситуации по отношения к учителям. Нужно повышать проф компетентность учителя, Ψ компетентность. У подростка нужно формировать познавательную учебную мотивацию. Не стоит ребенка оценивать в целом, а нужно оценивать то, что он сделал. Порицание должно нести цель, что именно не получается. Не личность а деятельнсоть. Учебную мотивацию можно развивать, связывая с обычной жизнью школьную. Учебный материал надо связывать с профессией.
Еще одна сфера – самопознание, самоопределение, почти все переживания П связаны с познанием, и отрицательны. Отрицательные эмоции связанные с самопознанием – это результат интериоризации, результат усвоения представлений и оценок окружающих. Для усвоения Л важно опираться на положительные стороны своего Я, нужно знать свои достоинства, свои сильные стороны. Процесс самореализации всегда несет в себе положительные переживания. Эмоционально негативное должно стать эмоционально позитивным. Старщий подростковый и ранний юношеский возраст – это сенситивный период для становления жизненных целей. По этому коррекция должна быть направлена на выявление склонностей способностей ребенка, нудно дать доброжелательный совет, поддержать в тех формах деятельности где он будет успешен.
У старшеклассников. Ψ ситуация несколько меняется. Etynhfkmyjt новообразование юношеского возраста – это самоопределение. У Старшеклассника актуализируется потребность понять себя, свои возможности, свое место в жизни. В старших классах нужно заниматься профориентацией. Помогать С ориентироваться в своих способностях.
С уже другие, Эмоционально они более спокойны, име.т какието цели жизни… но и здесь могут возникнуть Ψ трудности:
ü трудность в совмещении сегодняшней школьно жизни. И долгосрочных жизненных планов. Будущее создается настоящим. Старшеклассник часто этого не понимает. В юности может наступить разочарование а намеченных планах и в себе.
ü возможны проблемы в общении со сверстником. С как и П постоянно готовы контактам, но юность часто эгоцентрична, потребность в самораскрытии выше интересов переживания другого. По этому возникает проблму в дружеских отношениях. Неудовлетворенность в дружбе.
ü Общение со взрослыми у С противоречиво. С одной стороны есть ярко выраженная потребность в общении со В, но доверяют С больше сверстникам, чем взрослым. Отсутствие доверительности в общении вызывает тревожность в общении со взрослым. Ψ лог при работе со С должен учить С видеть, чувствовать, понимать собственные проблемы, должен формировать у них установку на аутентичность. На подлинность и искренность поведения. Учить эмпатическому пониманию. Без оценочному принимающему отношению к чувствам и переживанием другого.
3. признаки группы риска в школьном коллективе.
1. Надо обращать внимание на детей. Которые прогуливают уроки. Но здесь могут быть разные причины, прогулы могут быть связаны с девиантным поведение или с избеганием школы. Если возникли проблемы в школе, и он от них уходит.
2. Дети которые не прогуливают уроки, но терпеливо ждут окончания школы. Это дети, которые занимаю последние парты, и там на последних партах занимаются своими проблемами. У таких детей есть личные. Семейные проблемы. По этому требуется индивидуальная работа психолога, таких детей нужно вписывать в более шировкий социальный контекст, занимать профориентацией. Консультированием, показывать связи предметов с профессиями.
3. отверженные сверстниками дети. Ребенок, с которым в классе никто не хочет дружить, общаться, таких детей очень легко и просто выявить с помощью социометрии, дальше идет индивидуальное Ψ обследование на выяснение причиню затем такого ребенка надо вписать в классный коллектив, тот же тренинг общения, поручить что-то, что было бы полезно и интересно другим детям в классе и с чем этот ребенок справится. (У нас на факультете была такая девочка. Она ведет группу на поляну. Сварила суп, всем понравилось. И такого простого жизненного события достаточно, что бы возникли хорошие взаимоотношения с классом).
4. плохо успевающие дети. Если ребенок не может самоутвердиться в учебе, то возникает замещающее самоутверждение, в том числе через девиантное поведение.