Этапы диагностики коррекционной работы.
Взаимосвязь диагностики и коррекции. Схема педологического исследования Выготского.
Виды работ практического детского психолога.
1. Психологическое просвещение – приобщение к Ψ знаниям. Может быть в форме лекций, беседы, газетной статьи и т. д.
2. Ψ профилактика – предупреждение возможного неблагополучного развития ребенка.
3. Ψ консультирование. Оказание Ψ помощи, создание условий для разрешения проблемной ситуации внутренних конфликтов. Прейти от позиции – ребенок виноват к решению проблемы взрослого. Задекларируемой проблемой нужно увидеть реальную проблему ребенка, если она есть. И работать с ней.
4. Ψ диагностика. Углубленной проникновение во внутренний мир человека. Выявление структуры, особенностей, его Ψ деятельность и личности. Результаты диагностики основание о заключении дальнейшей коррекции основание для заключение эффективности коррекционной работы.
5. Ψ коррекция, это система Ψ воздействий, направленных на изменение, перестройку определенных особенностей, свойств, черт психики, мешающих наиболее полной реализации личности. Устранение отклонений в Ψ и личностном развитии.
6. Содействие интеллектуальному и личностному развитию. Речь идет о развивающих программах .
Задача диагностики – ответить на конкретный вопрос. Выявить причину конкретного Ψ явления, но диагностика не самоцель, подчинена главной задаче разработке рекомендаций по Ψ развитию или коррекции.
Может быть диагностика коррекционная или диагностика развивающая программа.
1. Тщательно собранные жалобы, родители ребенка, воспитатели учреждения, включают факты, а не мнения или выводы взрослых. Жалобы ребенка нужно воспринимать как факт самооценки. Мнения, выводы нужно проверять в ходе исследования. Путь исследования в следующем: от констатирования симптомов, к определению синдрома, а от него к описанию типа дизонтогенеза.
2. История развития ребенка. Выготский включает: наследственные особенности, особенности среды, историю утробного и не утробного развития, историю воспитания личности. История развития ребенка- это причинная жизни описания. Центр тяжести в истории развития ребенка должен быть перенесен с внешних событий на изучение внутренних связей, в которых и раскрывается процесс развития. Нужно показать как, каким путем, через какие посредствующие звенья, с помощью каких психологических механизмов, данные средовые условия привели к данным явлениям трудной воспитуемости.
3. Симптоматология развития. Выготский пишет, что нужно определить уровень и характер развития, который достигнут, определяется это с помощью Ψ эксперимента.
4. Педологический диагноз. Это окончательное суждение о явлении в целом. Диагноз развития неограничивается измерением интеллекта, диагноз развития это и обследование личности. Это не только измерение, но и истолкование, вскрытие причин.
5. Прогноз. Требуется предсказать путь и характер детского развития. Здесь существенна разбивка на отдельные периоды: что будет через год. Как будет развертываться ближайший возрастной этап, какой будет зрелая личность.
6. Педагогическая или лечебно-педагогическое назначение. Оно должно быть конкретным, содержательным, нужно давать четкие, ясные указания относительно мероприятий применямых к ребенку и явлений, которые должны быть устранены у ребенка этими мероприятиями.
1. Изучение практического запроса. Нужно разобраться в этом запросе, так как он может быть недостаточно хорошо сформулирован. Надо уточнить чего именно от нас хотят. Плюс к бесед можно посмотреть тетрадки Р мед карточки, т после сбора такой информации можно готовить.
2. Формулировка Ψ проблемы.
3. Выдвижение гипотез о причинах неблагополучия. При одной и той же проблеме могут быть разные причины.
4. Выбор методов исследования.
5. Проведение исследования.
6. Формулировка Ψ диагноза. Диагноза, который должен обязательно содержать и прогноз развития. Прогноз дается в двух вариантах:
a. Если будет своевременная коррекционная работа.
b. Если такой работы не будет.
7. Разработка рекомендаций психолого-рекомендационной или развивающей программы
8. Осуществление этой программы.
9. Контроль за выполнение коррекционной программа, и оценка ее эффективности. Выполняется коррекционным психологом.
6. Методологические принципы и правила проведения коррекции Ψ развития.
1. Принцип единства диагностики и коррекции. Отражает целостность процесса оказания Ψ помощи. Это основополагающий принцип. Эффективность коррекционной работы зависти от комплексности, тщательности предшествующей диагностики. На основании диагностики мы определяем цели и задачи коррекционной работы. На основании диагностики мы оцениваем эффективность проведенной работы.
2. Принцип нормативности развития. Требует учета закономерности Ψ развития. Необходимо исходить из сопоставления идеального, эталонного уровня развития и конкретных особенностей ребенка. Учет закономерности Ψ развития необходим
a. во первых для создания максимально благоприятных условий вычерпывания источников развития данного возрастного этапа.
b. Во вторых, важен в связи с тем, что коррекция личных и тех же недостатков различна в разном возрасте.
c. В третьих для разведения отставаний, нарушений, и сверх требований родителей.
3. Принцип коррекции сверху вниз. Этот принцип говорит о ведущей роли обучения по отношению к развитию. Предполагает опору на завтрашний день развития. Нужно активно формировать то что должно быть достигнуто в ближайшей перспективе.
4. Принцип системности развития. Одни и те же симптомы могут иметь разную природу, причины и Ψ структуру. В связи с этим детский психолог Эльконин выделял две формы коррекции:
a. Симптоматическая коррекция. Направлена на симптомы отклонения в развитии. Считал ее недостаточной.
b. Коррекция, направленная на источники и причины отклонения в развитии. Такую коррекцию признает.
5. Деятельнсотный принцип – определяет тактику коррекционной работы. Определяет выбор средств, путей, способов в достижении поставленной цели. Коррекционная работа это не тренировка умений и навыков – это целостная и осмысленная деятельность ребенка.
Правила проведения коррекции:
a) Коррекционная программа всегда индивидуальна.
b) Коррекция предполагает предварительную диагностику и оценку эффективности.
c) Построение коррекционной работы зависит от причин нарушений в развитии и от условий проведения коррекции.
d) Коррекция должна опираться на сохранные функции.
e) Коррекция всегда личностна. Она обращена к личности ребенка.
f) Коррекция осуществляется в совместной деятельности ребенка и взрослого, возможно привлечение детского коллектива.