I. Теоретические представления о психологической коррекции.
Нарушения семьи, способствующие формированию психопатий и акцентуаций у подростка. 8
Особенности развития личности ребенка воспитывающегося не в семье. 8
Признаки группы риска в школьном коллективе. 7
Проблемы подросткового и юношеского возраста. 6
Причины отклоняющегося поведения. 5
Возможные причины неуспеваемости и их выявление. 5
II. Коррекционная работа с неуспевающими детьми. 4
Литература. 4
Этапы диагностики коррекционной работы. 3
Взаимосвязь диагностики и коррекции. Схема педологического исследования Выготского. 3
Виды работ практического детского психолога. 2
I. Теоретические представления о психологической коррекции. 1
1. Актуальность Ψ консультирования и коррекции в детском возрасте. 1
2. Задачи в основе Ψ консультирования и коррекции Ψ развития. 2
6. Методологические принципы и правила проведения коррекции Ψ развития. 4
Правила проведения коррекции: 4
III Ψ коррекция отклоняющегося поведения. 5
Литература: 9
1. Актуальность Ψ консультирования и коррекции в детском возрасте
1. Задачи в основе Ψ консультирования и коррекции Ψ развития.
2. Виды работ практического детского психолога.
3. Взаимосвязь диагностики и коррекции. Схема педологического исследования Выготского.
4. Этапы диагностики коррекционной работы.
5. Методологические принципы и правила проведения коррекции Ψ развития.
Коррекция – Исправление в переводе с латинского языка. Впервые возникает в дефектологии, как форма психолого-педагогической деятельности. Применительно к вариантам аномального развития. Коррекция в дефектологии означает – совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка. В психологии это преодоление недостатков в формировании личности и протекании Ψ деятельности, мешающей наиболее полной реализации ребенка.
1. Актуальность Ψ консультирования и коррекции в детском возрасте.
Факторы, формирующие неблагоприятные условия:
1. биологические факторы – здоровье населения ухудшается, нездоровые родители не могут дать здоровое потомство. Ослаблены органические предпосылки Ψ развития. 30% новорожденных имеют поражение нервной системы. Около 40% имеют минимальные дисфункции, минимальные отклонения. И только 30% рождаются со здоровой нервной системой.
Эти легкие мозговые дисфункции, как правило, выявляются только в школе, когда возникают трудности обучения. И для того, что бы скорегировать ребенка, важно выявлять это гораздо раньше. Условия Ψ развития ребенка – это здоровый организм.
Формирование морфофункциональных мозговых систем возможно только при активной деятельности ребенка. И эту активную деятельность ребенка организует взрослый. По своему значению активна деятельность самого ребенка превосходит роль природных задатков и особенностей.
2. Социально-экономические факторы:
В современном мире родители очень заняты и заняты не дома. Продолжительность общения ребенка с родителем – мала. Обедняется содержание общения в семье. И тогда ребенок испытывает дефицит эмоционального тепла. Ребенок не участвует в совместной деятельности с родителями, с взрослым. Повышается требовательность к ребенку. В такой ситуации ребенок не чувствуют собственную ценность для окружающих, не чувствует себя значимым для других, в результате неуверенность в своих силах, эмоциональное неблагополучие, в поведении негативизм, аффективные реакции, отрицательные формы самоутверждения.
3. Неустойчивость института семьи.
Число разводов в Украине и России растет. Для ребенка развод родителей – всегда сильный психогенный фактор, как бы даже спокойно не проходил процесс развода. Дошкольник Ψ развод родителей воспринимает как развод с ним, а не между родителями. Винит себя. Это с ним почему-то не хотят общаться, думает ребенок. Но и конфликтные семьи, семьи с низкой культурой межличностных отношений – неблагоприятная среда для развития ребенка. Единственный ребенок в семье – тоже фактор риска. У такого ребенка нет опыта общения с ровесниками он один.
4. Неблагополучие современной школы.
Сталкиваемся с проблемами: потеря учебной мотивации, низкая успеваемость, неорганизованность наших школьников. Низкая самооценка, и низкий уровень притязаний соответственно.
Психолог оказывает индивидуальную Ψ помощь. Функции индивидуальной Ψ помощи – поиски в определении конкретных способов адаптации ребенка к наличным условиям.
Критерии неадекватности Ψ развития ребенка – несоответствие Ψ развития или поведения, требованиям со стороны социально культурного окружения. Каждый раз мы сравниваем реальные возможности ребенка с оптимальными, то есть, с максимально достижимыми возможностями.
Показания для Ψ помощи:
· Возникновение кризисной жизненной ситуации: распад семьи, конфликты в школе, неуспеваемость в школе, длительная госпитализация.
· Грубое или устойчивое расстройство поведения. Когда ребенок испытывает страхи, дерется, ворует, лжет.
2. Задачи в основе Ψ консультирования и коррекции Ψ развития.
Основная задача – коррекция отклонений в Ψ развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для личностного и интеллектуального развития ребенка.
Для решаются психологом след задачи:
1. Ориентация родителей, учителей в возрастных и индивидуальных особенностях Ψ развития ребенка.
2. Первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями Ψ развития.
3. Предупреждение вторичных Ψ осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервным расстройством.
4. СОСТАВЛЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ патопсихолого педагогической коррекции в трудности школьного обучения. Для учителей, родителей лругих лиц.
5. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье.
6. Осуществление коррекционной работы в спец группах с детьми и родителями.
7. Ψ просвещение населения.