I. Теоретические представления о психологической коррекции.

Нарушения семьи, способствующие формированию психопатий и акцентуаций у подростка. 8

Особенности развития личности ребенка воспитывающегося не в семье. 8

Признаки группы риска в школьном коллективе. 7

Проблемы подросткового и юношеского возраста. 6

Причины отклоняющегося поведения. 5

Возможные причины неуспеваемости и их выявление. 5

II. Коррекционная работа с неуспевающими детьми. 4

Литература. 4

Этапы диагностики коррекционной работы. 3

Взаимосвязь диагностики и коррекции. Схема педологического исследования Выготского. 3

Виды работ практического детского психолога. 2

I. Теоретические представления о психологической коррекции. 1

1. Актуальность Ψ консультирования и коррекции в детском возрасте. 1

2. Задачи в основе Ψ консультирования и коррекции Ψ развития. 2

6. Методологические принципы и правила проведения коррекции Ψ развития. 4

Правила проведения коррекции: 4

III Ψ коррекция отклоняющегося поведения. 5

Литература: 9

 

 

1. Актуальность Ψ консультирования и коррекции в детском возрасте

1. Задачи в основе Ψ консультирования и коррекции Ψ развития.

2. Виды работ практического детского психолога.

3. Взаимосвязь диагностики и коррекции. Схема педологического исследования Выготского.

4. Этапы диагностики коррекционной работы.

5. Методологические принципы и правила проведения коррекции Ψ развития.

 

Коррекция – Исправление в переводе с латинского языка. Впервые возникает в дефектологии, как форма психолого-педагогической деятельности. Применительно к вариантам аномального развития. Коррекция в дефектологии означает – совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка. В психологии это преодоление недостатков в формировании личности и протекании Ψ деятельности, мешающей наиболее полной реализации ребенка.

 

1. Актуальность Ψ консультирования и коррекции в детском возрасте.

Факторы, формирующие неблагоприятные условия:

1. биологические факторы – здоровье населения ухудшается, нездоровые родители не могут дать здоровое потомство. Ослаблены органические предпосылки Ψ развития. 30% новорожденных имеют поражение нервной системы. Около 40% имеют минимальные дисфункции, минимальные отклонения. И только 30% рождаются со здоровой нервной системой.

Эти легкие мозговые дисфункции, как правило, выявляются только в школе, когда возникают трудности обучения. И для того, что бы скорегировать ребенка, важно выявлять это гораздо раньше. Условия Ψ развития ребенка – это здоровый организм.

Формирование морфофункциональных мозговых систем возможно только при активной деятельности ребенка. И эту активную деятельность ребенка организует взрослый. По своему значению активна деятельность самого ребенка превосходит роль природных задатков и особенностей.

2. Социально-экономические факторы:

В современном мире родители очень заняты и заняты не дома. Продолжительность общения ребенка с родителем – мала. Обедняется содержание общения в семье. И тогда ребенок испытывает дефицит эмоционального тепла. Ребенок не участвует в совместной деятельности с родителями, с взрослым. Повышается требовательность к ребенку. В такой ситуации ребенок не чувствуют собственную ценность для окружающих, не чувствует себя значимым для других, в результате неуверенность в своих силах, эмоциональное неблагополучие, в поведении негативизм, аффективные реакции, отрицательные формы самоутверждения.

3. Неустойчивость института семьи.

Число разводов в Украине и России растет. Для ребенка развод родителей – всегда сильный психогенный фактор, как бы даже спокойно не проходил процесс развода. Дошкольник Ψ развод родителей воспринимает как развод с ним, а не между родителями. Винит себя. Это с ним почему-то не хотят общаться, думает ребенок. Но и конфликтные семьи, семьи с низкой культурой межличностных отношений – неблагоприятная среда для развития ребенка. Единственный ребенок в семье – тоже фактор риска. У такого ребенка нет опыта общения с ровесниками он один.

4. Неблагополучие современной школы.

Сталкиваемся с проблемами: потеря учебной мотивации, низкая успеваемость, неорганизованность наших школьников. Низкая самооценка, и низкий уровень притязаний соответственно.

Психолог оказывает индивидуальную Ψ помощь. Функции индивидуальной Ψ помощи – поиски в определении конкретных способов адаптации ребенка к наличным условиям.

Критерии неадекватности Ψ развития ребенка – несоответствие Ψ развития или поведения, требованиям со стороны социально культурного окружения. Каждый раз мы сравниваем реальные возможности ребенка с оптимальными, то есть, с максимально достижимыми возможностями.

Показания для Ψ помощи:

· Возникновение кризисной жизненной ситуации: распад семьи, конфликты в школе, неуспеваемость в школе, длительная госпитализация.

· Грубое или устойчивое расстройство поведения. Когда ребенок испытывает страхи, дерется, ворует, лжет.

 

2. Задачи в основе Ψ консультирования и коррекции Ψ развития.

Основная задача – коррекция отклонений в Ψ развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для личностного и интеллектуального развития ребенка.

Для решаются психологом след задачи:

1. Ориентация родителей, учителей в возрастных и индивидуальных особенностях Ψ развития ребенка.

2. Первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями Ψ развития.

3. Предупреждение вторичных Ψ осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервным расстройством.

4. СОСТАВЛЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ патопсихолого педагогической коррекции в трудности школьного обучения. Для учителей, родителей лругих лиц.

5. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье.

6. Осуществление коррекционной работы в спец группах с детьми и родителями.

7. Ψ просвещение населения.